1. Помазание святым миром
После совершения крещения и облачения в белую одежду священник помазует новопросвещенного святым миром — запечатлевает «печатью дара Духа Святого».
Миропомазание — самостоятельное таинство, хотя и связанное с крещением, совершаемое, по правилам Православной Церкви, сразу же после троекратного ш> гружения в купель.
Приобретая через крещение нового сына, заботливая мать наша — святая Церковь — без всякого отлагательства начинает прилагать к нему свое попечение. Как в телесной жизни для укрепления сил младенца нужен воздух и пища, так и для родившегося духовно через крещение нужна особенная, духовная пища. Такую пищу преподает святая Церковь в таинстве миропомазания, через которое происходит сошествие Святого Духа на нашу душу, подобное сошествию Его на Господа Иисуса Христа при крещении в виде голубя.
Святым миром помазываются разные части тела, дабы через помазание телесных членов, которыми управляет душа, освятить всего человека: и его тело, и его душу. Помазывается чело для снятия стыда, покрывшего его по преступлению Адама, и для освящения мыслей наших. Помазываются очи, уши и уста, чтобы мы не шли ощупью впотьмах по пути порока, но чтобы шли по пути спасения под руководством благодатного света, чтобы наше ухо сделалось чутким к слышанию слова Божия и уста способными к вещанию Божественной истины. Помазываются руки для освящения на труд благочестивый, на дела, угодные Богу; ноги — для хождения нашего по стопам заповедей Господних, и грудь — чтобы мы, облекшись благодатию Духа Святого, победили всякую вражескую силу и все могли совершать о укрепляющем нас Иисусе Христе (Флп. 4, 13). Одним словом, освящаются наши мысли, желания, наше сердце и все наше тело, чтобы сделать их способными для новой христианской жизни. Это значит — помазание миром есть видимый знак, печать того, что помазуемому даруется от Бога Дух Святый. С той минуты, как на нас- положена эта священная печать, Дух Святый вступает в обручение, в тесную живую связь с нашей душой. С той же самой минуты мы становимся христианами.
2. Шествие вокруг купели
Торжественное обхождение купели с пением «Елицы во Христа креститеся...» есть прежде всего выражение радости Церкви о рождении из нее Духом Божиим. С другой стороны, так как круг есть знак вечности, это шествие показывает, что новопросвещенный выражает желание вечно служить Богу, быть светильником, который ставят не под спудом, но на свещнике, да светит всем людям своими добрыми делами, и что он просит у Господа сподобить его вечного блаженства. Непосредственно за шествием вокруг купели бывает чтение Апостола и Евангелия.
В настоящее время завершающие обряды чинопоследования крещения и миропомазания — смывание святого мира и пострижение волос — совершаются в тот же день, сразу после чтения Евангелия. Однако, согласно Требнику, они входят в последование восьмого дня, и в ранней Церкви действительно совершались на восьмой день, а семь дней крещаемый ходил в белой одежде.
Для завершения этих двух великих таинств Церкви выбран восьмой день не случайно. Число семь является символом мира, сотворенного Богом, совершенного и законченного, «хорошего весьма». В седьмой день Господь почил от трудов Своих и благословил этот день, сделав его днем единения и молитвенного общения человека с Богом. Это — день ожидания, человеческой надежды на искупление и освобождения от рабства «князя мира сего». Это — ожидание восьмого дня, находящегося за пределами седмицы.
Этот новый день начинается с Воскресения Христова. С этого дня началось новое время. Оно открыто вечности, и в него проникает сияние Царства Божия.
1. Омывание святого мира
Первый обряд восьмого дня — смывание с тела новокрещенного святого мира.
Теперь могут быть устранены внешние, видимые знаки и символы, потому что отныне только внутреннее усвоение человеком дара благодати, веры и верности поддержит его и даст силу. Христианин должен нести печать дара Духа Святого в сердце своем.
2. Пострижение власов
Пострижение с древнейших времен было символом послушания и жертвы. Этот обряд встречается при вступлении в монашество и при поставлении чтецов.
В падшем мире путь к восстановлению божественной красоты, затемненной, униженной, искаженной, начинается с жертвы Богу, т. е. с принесения Ему с радостью и благодарением того, что в этом мире стало символом красоты — волос. Особенно живо и умилительно раскрывается смысл этой жертвы при крещении младенцев. Ребенок не может предложить Богу ничего другого, и поэтому отрезаются у него несколько скудных волосинок с головы со словами: «Постригается раб Божий (раба Божия) имярек во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».