Последование святого крещения

1. Освящение воды
   Освящение воды для крещения — одна из важнейших частей чинопоследования, имеющая глубочайшую связь с самим таинством.
   Вода является древнейшим религиозным символом. С христианской точки зрения представляются важными три основные стороны этой символики. Во-первых, вода, не имеющая формы, как бы представляет вообще всё, созданное Богом. В начале творения «Дух Божий носился над водой» (Быт. 1,2). Одновременно она — символ разрушения и смерти. И, наконец, вода — символ очищения, возрождения и обновления. Эта символика пронизывает все Священное Писание, входит в повествование о творении, грехопадении и спасении. Святой Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию и очищению от грехов в водах Иордана. И Сам Господь Иисус Христос освятил водную стихию, приняв крещение от Иоанна.

   2. Освящение елея
   После того, как вода освящена, она помазуется елеем. В древнем мире елей, прежде всего, употреблялся как лечебное средство. Елей, символизирующий исцеление, свет и радость, был знаком примирения Бога с человеком. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, вернувшись, принес ему масличную ветвь, «и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт. 8, 11). Итак, в помазании елеем воды и тела крещаемого елей знаменует полноту жизни и радость примирения с Богом, ибо «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; и свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 4—5).
   Крещение обновляет и восстанавливает всего человека в его первозданной целостности, примиряет душу и тело. Елеем радо- вания помазуются вода и тело для примирения с Богом и в Боге — с миром. Единым Духом упраздняется ложная раздвоенность плотского и духовного, и мы возвращаемся к вечной тайне творения и сорадуемся с Господом: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1, 31).

    3. Крещение
   В таинстве крещения верующей душе открывается основная истина христианства: приняв крещение, «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3, 3-4). Эта крещенская смерть возвещает разрушение смерти Христом, а крещенское воскресение наше еще раз являет образ Воскресения Христова. Совершается глубочайшая тайна: единение человеческого и Божественного в «обновленной жизни». Благодать, подаваемая человеку в крещении, как и в остальных таинствах — это плод жертвенной смерти Христа и Его Воскресения. Она сообщает человеку волю к спасению и силы нести свой крест. И потому крещение может и должно определяться — не образно, не символически, а по существу — как смерть и воскресение.
   В христианском понимании смерть — это прежде всего духовное явление. Можно быть мертвым, еще живя на земле, и быть непричастным смерти, лежа в могиле. Смерть — это отдаленность человека от жизни, то есть от Бога. Господь — единственный Податель жизни и Сама Жизнь. Смерть противоположна не бессмертию, а истинной Жизни, которая была «свет человеков» (Ин. 1,4).
   Вот от этой истинной жизни человек волен отказаться и, таким образом, умереть так, что само его «бессмертие» станет вечной смертью. Эту жизнь человек и отверг, отпав от Бога. Это и есть первородный грех, вселенская катастрофа.
   Жизнь без Бога и есть духовная смерть, превращающая человеческую жизнь в одиночество и страдание, наполняющая ее страхом и самообманом, обращающая человека в рабство греху и злобе, похоти и пустоте.
   Веровать во Христа всегда означало и означает не только признавать Его, не только получать от Него, но, прежде всего, отдаться Ему. Невозможно веровать в Него и не принять Его веры, не любить Его любовию и не желать того же, что желал Он. Ибо нет Христа вне этой веры, любви и желания. Нельзя ожидать помощи от Него, не выполняя Его заповеди любви; нельзя называть Его Господом и преклоняться перед Ним, не исполняя волю Отца Его. Мы спасены не потому, что веруем в Его сверхъестественную власть и могущество — не такой веры хочет Он от нас, — а потому, что мы принимаем всем нашим существом и делаем своим то желание, которое и есть Его жизнь, которое заставляет Его принять распятие и мученическую смерть, чтобы уничтожить корень ее — грех. Желать такого исполнения и осуществления нашей веры — значит желать смерти нашей «похоти плоти, похоти очей, и гордости житейской» (1 Ин. 2, 16), царствующих в мире сем; это значит желать воскреснуть с Ним и в Нем для Царства Его. И, наконец, невозможно знать Христа и не желать выпить ту чашу, которую Он испил, и не желать креститься тем крещением, которым Он крестился. Именно вера наша знает, что крещение — истинная смерть и истинное воскресение со Христом Иисусом..
   Только Бог может откликнуться на это желание и исполнить его. Только Он может даровать желание нашего сердца и напитать наш разум. Где нет веры и желания, там не может быть и исполнения. Только по благодати Божией мы знаем, что «эта вода есть истинно для нас и гроб, и матерь...» (св. Григорий Нисский).
   Погружение в воду означает то, что кре- щаемый умирает для жизни греховной и спогребается со Христом для того, чтобы жить с Ним. и в Нем (Рим. 6, 3-11. Кол. 2, 12-13). Это самое главное в таинстве крещения.

   4. Облачение новокрещенного
   Сразу же после троекратного погружения в воду новокрещенный облачается в белую одежду. В настоящее время это новая белая рубашечка для младенцев и белая сорочка для взрослого.
   Облачение в «ризу светлу» после крещения знаменует прежде всего возвращение человека к целостности и невинности, которыми он обладал в раю, восстановление его истинной природы, искаженной грехом. Святой Амвросий, епископ Медиоланский, сравнивает эту одежду с блистающими ризами Христа, преобразившегося на горе Фавор. Преобразившийся Христос явил Себя ученикам не в обнаженном виде, но в одежде «белой, как свет», в нетварном сиянии Божественной славы. Не во грехе, а в раю явлена истинная природа человека; и в таинстве крещения он вновь обретает свое изначальное одеяние славы. Вместе с белою одеждою возлагается на новокрещенного крест — в знак того, что теперь он должен исполнить волю распятого за нас на кресте Господа нашего Иисуса Христа, хотя бы верующему пришлось терпеть и переносить множество бед и неожиданных несчастий.

   5. О совершителе крещения
   Право совершать таинство принадлежит прежде всего приходскому священнику, законно рукоположенному и не находящемуся под запрещением.
   Опасно больной ребенок может быть крещен при отсутствии священника дцаконом, псаломщиком и даже мирянином: мужчиной или женщиной. Мирянин, взявший на себя по нужде совершение таинства, должен быть верующим христианином и отдавать себе отчет о важности этого таинства. Кроме того, он должен правильно произнести тайносовершительные слова: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имярек) во имя Отца (первое погружение), аминь, и Сына (второе погружение), аминь, и Святого Духа (третье погружение), аминь». Крещеный таким образом человек по выздоровлении должен быть доставлен к священнику вместе с лицом, совершившим крещение. Священник, предварительно убедившись путем подробного опроса в том, что крещение совершено правильно, лишь довершает крещение и совершает таинство миропомазания.
   Если же выяснилось, что крещение совершено неправильно: не в три погружения, с искаженными или неправильными словами, если человек, совершивший крещение, неверующий, некрещеный или иноверец, то священник должен совершить тайнство крещения и миропомазания по обычному чи- нопоследованию.
   Если взрослый человек желает креститься, но не знает, был ли он крещен в младенчестве, и нет возможности навести справки об этом, то священнику следует крестить его, с прибавлением слов «аще не крещен», так как второе крещение по неведению не вменяется в вину крещаемому. Так же следует поступать и в тех случаях, когда младенец был крещен мирянином, но не удалось установить, правильно ли было совершено таинство.