Заключение. Памятка новоначальному христианину. Девять заповедей блаженства

Человек принял крещение. Таинство совершено, и многие на этом успокаиваются, считая, что они выполнили необходимые обряды, и больше от них ничего не требуется. Глубокое заблуждение! Крещение — это только начало спасительного пути. Нужно помнить то, что крещением омываются в человеке первородный грех и вина за все проступки и грехопадения, совершенные до этого. Но зародыш греха — греховные привычки и влечение ко греху — остаются в человеке, и преодолеваются усилиями самого человека, путем подвига всей его жизни, ибо Царствие Божие, по словам Господа, приобретается усилием. И другие таинства церковные (покаяние, причащение, елеосвящение), различные молитвы и богослужения являются средствами освящения христианина. В них христианин, по мере своей веры и нужды, получает Божественную благодать, содействующую его спасению. Без этой благодати, по учению апостольскому, мы не только не можем творить добро — не можем даже и пожелать его (Флп. 2, 13).
   Но если в деле нашего спасения такое огромное значение имеет помощь Божией благодати, то что же означают здесь наши личные усилия? Быть может, все дело спасения совершается за нас Богом, а нам остается только «сидеть сложа руки» и ждать милости Божией? Конечно, нет! Усилия самого христианина — это выражение его стремления к Богу, к вечной жизни. Воля Божия открывается людям в заповедях. Существует 10 заповедей, которыми охватываются все стороны человеческой жизни.

Памятка новоначальному христианину

   Десять заповедей Закона Божия
    1. Я — Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.
    2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.
    3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
    4. Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой — день покоя — да будет посвящен Господу Богу твоему.
    5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.
    6.  Не убивай.
    7. Не прелюбодействуй.
    8. Не кради.
    9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
    10. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его... ни всего того, что принадлежит ближнему твоему. (Исх. 20, 2-17).

   Обязанности наши к Богу предписываются первыми четырьмя заповедями, а по отношению к ближним — в шести остальных. Таким образом на двух скрижалях они и были даны Моисею в Ветхом завете.
   Пришедший во плоти Иисус Христос в Новом Завете более четко выразил Закон Божественной любви: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37-40).
   Любя Бога и ближних, мы обнаруживаем и истинную любовь и к самим себе. Она выражается в заботе о своей душе, в очищении себя от грехов, в подчинении тела духу, в ограничении личных потребностей. При таких условиях обнаруживается и лучшее проявление любви к Богу и ближнему.
   Для христиан, становящихся на путь благочестивой жизни, основное руководящее начало — страх Божий. Сознание своей греховности, чувство, что мы преступники пред правосудием Божиим, повергает нас к необходимости привлечь милосердие Божие. И только от страха Божия в душе укоренится смирение. А о благах, которых смеем ожидать в Царствии Небесном, говорят заповеди блаженства.

   Девять заповедей блаженства
   

   Господь Иисус Христос говорит:

   1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
   2.  Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
   3.  Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
   4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
   5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
   6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
   7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
   8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
   9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. (Мф. 5, 3-12).

   Десять заповедей даны были в Ветхом Завете, чтобы удержать людей от зла. Заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать, какие душевные расположения должно иметь, чтобы более и более приближаться к Богу и обретать святость. Святость же, рождаемая близостью к Богу, есть высшее блаженство, какого только может желать человек.
   Ветхозаветный Закон есть закон строгой правды, а новозаветный — есть закон Божественной любви и благодати. Они не противоречат, но взаимно восполняются.

   О молитвах

   Основное средство для исполнения евангельских заповедей — молитва. Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, т. е. беседа с Богом. Это духовная пища, необходимая, как и воздух.
   Молитвы просительные — когда просим у Бога помощи. Покаянные, когда сделав худое дело, просим прощения. Благодарственные, когда благодарим и прославляем Бога, получив просимое. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Господи, помилуй! Господи, благослови!

   Молитва Господня
   Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

   Песнь Пресвятой Богородице
   Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

   Достойно есть
   Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без нетления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

   О крестном знамении

   Еще одно сильное оружие христианина — крестное знамение, которое совершается правой рукой. (Если по каким-либо причинам вы не можете совершать крестное знамение правой рукой, то нужно взять благословение на его совершение левой рукой).
   Святая Православная Церковь учит, по преданию святых апостолов и святых отцов, употреблять, при осенении себя крестным знамением, первые три перста (пальца) правой руки, соединенные вместе, а последние два — безымянный и мизинец — пригнутые к ладони; и это древнее правило содержится не только в России, но и во всех православных странах.
   Три соединенные перста полагаем на лоб, на чрево, на правое, а затем на левое плечо, изображая крест на себе, и, отпустив руку, кланяемся. Соединение трех перстов означает нашу веру во Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого; два же пригнутые перста означают нашу веру в Сына Божия Иисуса Христа: что Он имеет два естества — есть Бог и человек, и ради нашего спасения сошел с неба на землю. Крестное знамение полагаем на чело, чтобы освятить ум и мысли наши, на чрево — чтобы укротить воюющую на дух плоть, на плечи— чтобы освятить телесные силы и призвать благословение на дела рук наших.
   Крестное знамение символизирует призывание имени Божия и славословие Бога, поэтому оно совершается обычно при словах «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» или при любом другом начале молитвы и словах «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу», или при другом каком-нибудь славословии и в конце молитвы.
   Будем же и мы стараться с верою, благоговением и страхом Божиим совершать на себе сие спасительное знамение правильно: нужно прежде оградить себя крестом, а потом положить приличествующий поклон. Как не подобает призывать имя Божие всуе, т. е. без надобности и неблагоговейно, так и крестное знамение не следует творить часто и поспешно, а тем более небрежно. Обратим особое внимание, чтобы наше исповедание Христа не ограничивалось одними только наружными знаками, а сопровождалось всегда и добрыми чувствами в глубине нашей души, в нашем сердце, так, чтобы прославлялся Христос не в телах только, но и в душах, которые суть Божии (1 Кор. 6, 20). Ибо крест Христов только при упомянутых условиях правильного употребления и понятия о нем может быть всесильным и Непреодолимым оружием против наших врагов видимых и невидимых. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Если ты при полной вере, с сердечным расположением изобразишь на лице своем крест Христов, то ни один из нечистых духов не возможет приблизиться к тебе, видя тот меч, которым он уязвлен, видя то оружие, от которого получил смертельную рану». Не стыдись же, христианин, столь великого блага, да не постыдит и тебя Христос, когда приидет во славе Своей и когда сие знамение явится пред Ним светлейшим самих лучей солнечных, «ибо кто постыдится Меня и Моих слов, — сказал Господь, — того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей Отца и святых ангелов» (Лк. 9, 26).