Болезнь и исцеление

Как-то святитель Парфений (IV в.) посетил Ираклийского архиепископа Ипатиана, который был тогда весьма болен. Они провели вечер в разговорах о естественных причинах болезни и о средствах для ее исцеления, а когда угодник Божий лег спать, Господь в сонном видении открыл ему, что Ипатиан наказан за сребролюбие и немилосердие к бедным.

   Удивленный Парфений поутру опять пришел к Ипатиану и сказал: «Владыка! Ты страждешь душевной болезнью; оттряси ее – и будешь здоров». Ипатиан ужаснулся и, видя в Парфении пророка Божия, сквозь слезы отвечал: «Исповедую грехи мои; помолись о мне, да Господь поможет мне очиститься от беззаконий моих». На это святой Парфений сказал ему: «Есть грехи, которые могут очиститься одной молитвой, но твои грехи другого рода: ты в лице нищих отнимал у Бога имущество. Возврати Ему также в лице нищих и будешь здрав душой и телом».

   Тогда архиепископ совершенно расчувствовался: «Господи! Согрешил пред Тобою. Но Ты сколько праведен, столько и милосерд». Потом, призвав домоуправителя, велел принести все неправедно собранное и усердно просил святого Парфения, чтобы тот раздал это бедным. Но человек Божий отказался: «Ты должен раздать сам, отдай наиболее нуждающимся». Ипатиан последовал совету праведника. Вскоре получил здоровье и с того времени не прилеплялся к сокровищам сердцем своим...

   Обыкновенно люди крайне внимательны к своему телесному здоровью и очень невнимательны к здоровью своей души, а между тем истоки подлинного здоровья часто скрываются в нашей духовной жизни. Причем для исцеления не всегда достаточно только молитвы, иногда необходимо существенное изменение всего образа жизни, деятельное благочестие, при котором душа становится более отзывчивой к окружающим людям.

   Впрочем, не всегда болезнь посылается нам за конкретный грех. Наши недуги могут иметь причиной не столько грех, сколько склонность ко грехам. Допустим, человек находится на грани соблазна либо его душу уже колеблют страсти и поразившая болезнь вмиг отрезвляет его. Господь видит сердца и намерения людей, а потому знает, кому и когда попустить недуги. В этом отношении святитель Тихон Задонский говорил: «Здравие тела отворяет человеку двери ко многим прихотям и грехам, но немощь тела затворяет». К сожалению, иногда мы расслабляемся в своей духовной жизни, и болезни могут помочь нам вновь стать собранными и подтянутыми.

   Христианин и в самой болезни способен получить великую пользу. Каким же образом? Во-первых, в страданиях человек познает свою немощь. Оказывается, есть достаточно скорый предел нашим силам. И многие, достигнув этого предела, понимают: жизнь человека в руках Того, Кто ее дал. Болезни и скорби открывают глубочайшую истину – без Бога невозможно истинное счастье. Если нестрадавший человек и думает о Боге, то изредка и как о «чем-то отвлеченном», не имеющем к нему близкого отношения, а в страданиях вдруг открывается, какую величайшую нужду в Боге мы испытываем.

   Во-вторых, именно в страданиях наша молитва становится живой и искренней и в скорби человек наиболее способен воспринять близость Господа к нам. Он молится уже не как чужой для Бога: его сердце во всеобъемлющем покаянном зове обращено к Небесному Отцу. Потому и Господь часто помогает скорбящим, – в трудностях жизни подает силу духа, в неизлечимых болезнях – исцеление, а посреди всеобщего разврата – чистоту и любовь. Искренняя, исполненная глубокой веры молитва, произнесенная в минуту скорби, способна творить чудеса.

   В XIV веке, во время правления в Москве великого князя Димитрия Донского, у татарского хана заболела любимая жена – Тайдула: она потеряла зрение. Хан отправил в Москву к князю грамоту с приказом прислать в Орду святителя Алексия (| 1378): «Мы слышали, что есть у вас служитель Божий, который если о чем попросит Бога, Бог слушает его. Пришли его, пусть он исцелит жену мою. Если не пришлешь, пойду я опустошать землю вашу».

   Князь передал волю хана святителю Алексию. Сначала митрополит смутился, но вера и надежда на Бога придали ему духовных сил. Святитель пошел в храм к мощам святого митрополита Московского Петра помолиться. Во время молебна в его руках сама вдруг зажглась церковная свеча. Подкрепленный этим знамением, Святитель отправился в далекое и опасное путешествие. Прибыв в Орду, он отслужил молебен, совершил водоосвящение и окропил святой водой глаза царицы. Тайдула прозрела. С тех пор она покровительствовала русской земле, а святой Алексий возвратился домой со славой и богатыми дарами от хана. Так чистая, искренняя, полная веры молитва не только даровала человеку здоровье, но и спасла родину от грозившей ей беды.

   Как же нам быть, если болезнь остается, даже если мы стараемся молиться? Послушаем преподобного Серафима Саровского: «Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига и даже более». А святитель Иоанн Златоуст говорил: «Пришло благополучие – благодари Бога, и благополучие твердо будет. Пришли несчастья – благодари Бога, и несчастья прекратятся». Мы часто не можем изменить обстоятельства своей жизни, но если мы предаем себя в руки Божии, то при любых обстоятельствах будем иметь в душе мир и покой.

   ...Один знакомый мне диакон часто посещал близкого ему человека, чья супруга вела светский образ жизни, любила наряды, театр. Настал момент, когда она очень тяжело заболела, слегла. Отец диакон навещал ее в течение всей ее болезни, до самой ее кончины. Удивительные изменения произошли в ее душе – за время болезни она стала глубоко духовным, молитвенным и рассудительным человеком, так что утешали уже не ее, а она сама утешала. Верно говорил архимандрит Тихон Агриков: «Страдание творит чудеса. Оно почти как таинство, со своей невыразимой внутренней силой. <...> Молодой человек, без страха и благоговения прикасающийся к святыне, нечувствительный к духовному озарению, рассеянно погруженный в свои страсти, как только коснулось его страдание, стал серьезным, тихим и молитвенным. Жизнь – это громадная мастерская, в которой души закаляются в горниле страданий и готовятся на Небо».

   Всякая болезнь – испытание, благодаря которому обнаруживается наше подлинное лицо, то, чему предано наше сердце, то, что составляет главные для нас ценности. В болезнях человек может ослабеть в вере, прийти в отчаяние, а может и духовно возрасти и начать чувствовать себя в своей внутренней жизни лучше, чем многие здоровые люди.

   Святые Отцы говорят, что болезнь – посещение Божие, через нее Бог подает нам возможность духовно очиститься. Но то, как мы встретим посещение Божие и как употребим дарованную нам возможность, зависит уже от нас самих. Еще раз вспомним слова святого апостола Иакова: Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 13 – 16).

   Да укрепит всех нас Господь в земном странствовании к обителям Небесного Царства!