Как-то мне привели и такой пример: когда в Москву привезли честную главу великомученика и целителя Пантелеимона, то многие калеки, люди, страдавшие телесными недостатками, шли с надеждой к святым мощам, выстаивали долгую очередь, прикладывались, но телесного выздоровления не получали.
Промысел Божий о судьбах человеческих – это тайна, которая лишь отчасти может быть нам приоткрыта. Но помните, мы упомянули, что одна из главных вестей Нового Завета – приближение Царства Божия. А у апостола Павла есть такие слова: Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Сам великомученик Пантелеимон испытал в конце своей жизни страшные телесные страдания и был умерщвлен – мучители истязали его, заставляя отречься от Христа. Но он твердо исповедовал свою веру и в мучениях принял телесную смерть. Нам Господь не попускает подобных испытаний, видя нашу слабую веру, зато попускает болезни и немощи, в которых наша вера может укрепиться. Нас никто не заставляет отрекаться от веры, напротив, в болезни вера может даже возрастать.
Давайте обратим внимание на то, что во время земной жизни Спасителя некоторые превратно понимали Царство Божие, проповедуемое Господом. Они думали, что это будет некое безоблачное земное существование со всевозможными удовольствиями и комфортом. Господь однажды предсказал Своим ученикам, что некоторые из них не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе(Мк. 9, 1). После этого в евангельской истории следует событие Преображения, когда Христос возвел на гору трех избранных учеников и явил им Свою неизреченную Божественную славу, от действия которой апостол Петр произнес: Господи! хорошо нам здесь быть (Мф. 17, 4). Это было неземное, духовное утешение, перед которым блекли все земные наслаждения. А затем Господь пострадал на Кресте.
Спаситель не обещал Своим ученикам безоблачной земной жизни, Он предсказывал, что в этом мире они будут иметь скорбь (Ин. 16, 33). Зато Он даровал нечто большее и превосходящее сокровища целого мира. В пятидесятый день по Воскресении Господа святым апостолам была обильно дарована благодать Духа Святого, а через их посредство и другим людям, вступающим в Церковь. Благодать укрепляла их, просвещала ум и сердце, но сколько еще апостолам пришлось страдать и терпеть в земной жизни! Однако они были счастливы, потому что с ними был Бог и Божией благодатью они приобщились Его вечному Царству.
В упомянутом «Лете Господнем» приводятся слова странника-старичка, которого мальчик (сам будущий писатель) хотел спросить, выздоровеет ли папа: «Бывает милосердие от смерти к жизни, а еще бывает милосердие ко праведной кончине». Дело в том, что все земное имеет конец, и, рано или поздно, человек лишается земного счастья, а в Церкви он обретает самое главное – то, что будет с его душой навеки, что не отнимется никогда – вечную жизнь и вечную, духовную радость. И в Таинствах Церкви нам предлагается не земное благополучие и беспечалие, а нечто более ценное – благодать Духа Святого, которая осеняет человека, терпеливо несущего свой жизненный крест.
В каких-то случаях Бог не подает исцеления, может быть, предвидя, что человек употребит свое здоровье во вред собственной душе. В сборнике «Училище благочестия» повествуется, как один пустынник просил Бога, чтобы Он открыл ему пути Своего Промысла, но Бог не открывал ему этого. Тогда он решил отправиться в дальний путь к некоему старцу, чтобы побеседовать с ним о Промысле Божием. В самом начале пути пустыннику явился ангел в виде простого монаха, так что они пошли вместе. На второй день своего путешествия они остановились у одного благочестивого человека, который с радостью принял их, угостил и предложил отдохнуть. Когда же гости стали собираться в путь, хозяин подвел к ним своего малолетнего сына, чтобы они благословили его. Но вместо благословения ангел, коснувшись отрока, взял его душу. Пустынник от ужаса не мог выговорить и слова. А отец только сказал: «Да будет воля Господня». После этого пустынник спросил своего спутника: «Зачем ты умертвил отрока?» На это ангел ответил: «Если бы вырос отрок тот, он был бы страшным злодеем. Но отец его – человек праведный и угоден Богу, так как он делает много добра своим ближним. Поэтому за добро отца я и взял душу сына его, чтобы и он спасся вместе со своим отцом. Но вот что! Возвратись в свою келью и не мучайся: пути Промысла Божия непостижимы, посему ты и не испытывай их. Это не будет тебе на пользу».
Поэтому и нам остается твердо верить, что Бог все делает ко благу своего творения. Так что если и после Елеосвящения здоровье не возвращается, значит, на это есть особый Промысел Божий.
Конечно, не стоит забывать и того, что выздоровление часто подается по вере самого больного и его родственников или знакомых, пригласивших священника и присутствующих на Соборовании. Иногда сам больной и его родные не имеют должной веры в помощь Божию и не просят ее с усердием. Мне вспоминается, как на одном приходе тяжело заболела всеми любимая прихожанка, трудившаяся при храме. Все начали горячо молиться о ней, и ей стало легче. А когда все узнали о временном облегчении, то подумали, что молитва уже принесла плоды, и люди тут же ослабили свои прошения, перестали молиться с усердием, и в итоге женщина умерла. Но в любом случае, никакой больной человек не забыт Господом. Бывает, мы выпрашиваем у Бога, почти выклянчиваем для человека выздоровление, продление жизни и Господь подает. Только ведь иногда Он премудро удерживает на людях болезни, премудро забирает души людей из нашего развращенного мира – и так лучше для этих людей.
Поэтому в Православии возможность выздоровления полностью вверяется в руки Создателя, Который знает, что для человека лучше. 20 октября 1894 года известный русский чудотворец святой праведный Иоанн Кронштадтский молился об исцелении императора Александра III и с разрешения Государя помазывал больные части его тела святым елеем, взятым из лампады от чудотворной иконы. Тем не менее исцеления не наступило, Александр III покинул наш мир, несмотря на то, что о нем ходатайствовал величайший святой.
В церковной проповеди для нашего назидания часто упоминается Голгофа. Такое обращение к тайне Креста справедливо, особенно ввиду наших личных страданий. Ведь когда со Христом были распяты двое разбойников, то один роптал на Бога и с дерзостью требовал освобождения от креста. Другой, признавая свои муки заслуженными, смиренно просил вспомнить о нем в Царствии Божием. Первый, ничего не добившись, умер в духовном мраке. Второй был принят в истинное Отечество человека – в Рай. И, может быть, этим двум разбойникам и уподобляются все страдающие. Кто-то ожесточается и отвергает помощь Божию либо ищет избавления у колдунов, экстрасенсов, а значит, остается в духовном мраке. Другие каются пред Господом в своих грехах, возлагают на Него все надежды, участвуя в Таинствах Церкви. И они, прежде всего, обретают чистоту души, а затем, если Богу угодно, то получают и выздоровление тела.
Смысл Таинства Елеосвящения заключается в том, что человек всецело обращается к Богу, вверяет Ему всю свою жизнь, смиренно испрашивая выздоровления. Господь может оставить болезнь, но лишь потому, что так человеку полезней. Однако теперь сами страдания его освящены, а значит, уже не бессмысленны.