Верно то, что все мы чем-нибудь да болеем – кто нерадением и бесчувствием, кто унынием и тоской, кто раздражительностью и гневом. Забытые нами грехи отягощают душу и могут повлечь за собой страшные недуги. А на Соборовании мы предваряем возможность дурных последствий забытых грехов, освобождаемся от них и получаем облегчение от тяжестей душевных. Такое отношение к Елеосвящению можно сравнить с рассудительным отношением к Таинству Покаяния: не стоит ждать, когда мы согрешим в чем-то великом, чтобы тогда уже бежать на исповедь: лучше регулярно ходить к духовнику и исповедовать все свои даже кажущиеся малыми прегрешения.
Итак, Елеосвящение совершается не только над страдающими болезнями телесными, но и над страждущими недугами душевными. К таким недугам необходимо относить и тяжелое духовное состояние, выражающееся, например, в чрезмерной печали, скорби, отчаянии. Причиной подобного состояния могут быть нераскаянные грехи, возможно, не осознаваемые самим человеком. Так что Таинство Елеосвящения возможно принимать и физически здоровым людям – для этого специально отводится время общих Соборований в течение Великого поста. (В некоторых храмах общие Соборования совершаются и в течение других многодневных постов: Рождественского, Петрова и Успенского).
Тем более Елеосвящение должно совершаться над тяжелобольными православными христианами; тогда дозволяется принимать Соборование на дому. Болезнь – своего рода знак, предупреждение: «Остановись в своей повседневной суете и спешке, вспомни о душе и благах вечных!» В этом случае как нельзя более кстати обратиться к Таинству Елеосвящения – продолжительному, исполненному покаянных молитв. При тяжелом состоянии больного родные или знакомые (или же и сам больной человек по телефону) договариваются со священником, например из ближайшего храма. Батюшка обсудит время посещения и расскажет, что необходимо приготовить.
Соборование совершается только над лицами православного вероисповедания, потому что участвовать в Таинствах Церкви могут только чада Церкви. А о больных родственниках или друзьях некрещеных или неправославных мы можем только лично молиться – может быть, Господь укрепит их здоровье для будущего просвещения светом истинной веры.
Известно, что младенцев не принято соборовать. Естествен вопрос почему? Дело в том, что младенцы еще не имеют личных грехов, над ними не совершается Таинство Покаяния, а Елеосвящение есть в некоторой степени продолжение Покаяния. При Соборовании верующему и кающемуся человеку отпускаются забытые грехи, являющиеся причинами болезней, а у младенцев личных осознанных грехов нет, они еще не могут сознательно выразить покаяние перед Богом, потому не совершается над ними и Соборование. В случае болезни детей совершается молебен об их здравии. Собороваться детям благословляется с того времени, с которого они начинают участвовать в Таинстве Исповеди, то есть с семилетнего возраста.
Можно ли соборовать больного в бессознательном состоянии? Общее правило таково, что никакое Таинство не совершается над человеком, если тот не пребывает в сознательном состоянии. Но в отношении Елеосвящения батюшки иногда по личному дерзновению допускают исключение. Оправданием может служить следующее умозаключение. Если больной является православным христианином, ходил в храм и вообще, если мы знаем, что он не стал бы возражать против Таинства, находясь в сознании, то Елеосвящение можно совершить. Из Евангелия нам известно, что Спаситель иногда исцелял больных по вере их родных или знакомых. Не всякий больной может просить сам за себя – по малолетству или по причине физической неспособности (когда больной парализован или лежит без чувств), в таком случае принимается вера и ходатайство близких ему людей. Ради них-то Господь, может быть, и исцелит болящего.
Во время одной болезни над одним и тем же лицом Елеосвящение совершается, как правило, лишь однажды. Это как исповедание греха в Таинстве Покаяния – грех, открытый на исповеди, прощен и более не исповедуется. На Соборовании тоже прощаются грехи, ставшие причиной данной болезни, но, может быть, Богу просто угодно оставить для пользы человека саму болезнь. Поэтому недопустимо много раз соборовать от одной и той же болезни.