О правильном и неправильном понимании Елеосвящения

Иногда Соборование рассматривают как своего рода магическое действие, которое должно само по себе, без нравственного изменения больного, исцелить его от болезни. В этом отношении заметим, что Елеосвящение, конечно, содержит в себе дар возможного исцеления. Но действие Таинства простирается прежде всего на душу. А значит, важен внутренний настрой, с которым душа принимает Таинство. В Елеосвящении совершается врачевание и телесных болезней, только не материальными, а духовными средствами. Поэтому необходима соответствующая подготовка души, о чем мы уже говорили. Поскольку в Таинстве действуют духовные средства, то и главенствующее значение имеет именно духовное исцеление и изменение человека. А телесное исцеление отражает именно это внутреннее изменение, хотя Господь может для большей пользы человека и оставить болезнь.

Кто-то считает, что Елеосвящение – своего рода дополнение к медицине, по принципу: «Обращаюсь к врачам – обращусь и к священнику, пособоруюсь на всякий случай, авось в чем-то поможет». Таинство рассматривается как некая разновидность нетрадиционной медицины, дарующая исцеление, подобно гомеопатии, без сильного медицинского вмешательства. Человек не понимает, что духовные дары святой Церкви неотмирны, они несопоставимы и несравнимы ни с какими земными целебными средствами, традиционными или нетрадиционными. В Таинствах действует не медицина, а Божия благодать, которая врачует кающегося человека.

Итак, Елеосвящение – врачевство духовное. Оно требует от человека внимательной духовной жизни по правилам Святой Православной Церкви. При Соборовании Божия благодать укрепляет человека не просто так, а чтобы он мог посещать святой храм, читать духовную литературу, более внимательно и продолжительно молиться, а главное, делать добро другим.

Важно также помнить, что законы духовного мира не отменяют законов мира земного. И в этой связи Елеосвящение нельзя рассматривать как некую альтернативу земным лекарствам. Соборование доставляет благодатную помощь, Господь может даровать полное исцеление. Но само по себе Елеосвящение не отменяет употребления лекарственных средств, данных Богом через врачей для лечения наших болезней.

Иногда полагают, что Елеосвящение должно быть совершаемо только над смертельно больными. В таком случае налицо нерассудительное, беспечное отношение к собственной жизни. Почему так? Потому, что Елеосвящение действует прежде всего на душу, устраняя духовные причины наших недугов. А оставляя Соборование только для тяжелобольных, мы сами обрекаем себя на возможные заболевания. Лучше предварить возможное появление тяжелой болезни своевременным участием в Святых Таинствах, нежели вспоминать о Соборовании уже в минуту тяжкого недуга.

Важно знать и то, что в Таинстве Елеосвящения прощаются именно забытые, а не намеренно скрытые грехи. Поэтому исключено принятие Таинства с целью загладить намеренно неисповеданные грехи. Некоторые священники из собственной пастырской практики свидетельствуют, что людям, давно не исповедовавшимся, во время Соборования может стать плохо. Потому что они приходят духовно неподготовленными к Таинству, рассматривая его как некий целительный акт, а не как покаянное священнодействие, требующее предварительной подготовки.

Встречается и еще ряд предрассудков, связанных с простонародным восприятием Елеосвящения, в частности определение количества дней, на протяжении которых после Соборования нельзя мыться, добавление поста в понедельник, отказ от супружеского общения и от вкушения мясной пищи и т. д. На подобных вещах, как на не соответствующих установлениям Святой Церкви, не стоит останавливаться подробно. Главное, чтобы после Елеосвящения человек смог вновь стать полноценным чадом Православной Церкви, обретая в Таинствах благодатные дары Духа Святого.

Является ли Соборование приготовлением к смерти

   Однажды близкий мне священник поведал, как он пришел исповедовать больного, а родственники последнего печально вздохнули: «Вот уже и батюшка пришел», как будто появление священника является предвестием смерти. Нет, как раз все наоборот: Церковь существует для победы над смертью, для подлинной жизни, а священник несет человеку радость, поскольку через него людям даруется всеисцеляющая, животворящая благодать.

Почему же некоторые думают, что Соборование – это Таинство приготовления к смерти? Потому, что часто про это Таинство вспоминают уже перед самой смертью. А причина этого в том, что мы часто вспоминаем и про Бога в самую последнюю очередь. И вместо того, чтобы принять Таинство в начале болезни, мы успокаиваем себя, что все, может быть, и так обойдется, откладываем Соборование на потом. Вот и выходит, что по нашему нерадению совершение его происходит как раз перед смертью, а потому некоторые подумали, что это – Таинство приготовления к смерти.

Распространяется даже мнение, что если больной пособоровался, то он точно умрет. На самом же деле все совершенно иначе. Таинство Елеосвящения даровано людям для поддержания их телесных сил и для освящения телесного естества, а вовсе не для того, чтобы готовить больного к расставанию с телом. Ведь в чине Таинства испрашивается исцеление болезней и отпущение грехов, в молитвословиях нет и намека на приготовление к смерти. А в Новом Завете о действии Елеосвящения сказано: Молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь (Иак. 5, 15).

Это у католиков Елеосвящение называется «последним помазанием», поскольку по западнохристианским представлениям Елеосвящение является последним из четырех помазаний, совершаемых над человеком: первое – при Крещении, второе – при конфирмации (Миропомазании), третье – при ординации (gоставлении в клирики), а четвертое – перед смертью. Поэтому у католиков Елеосвящение совершается лишь тогда, когда больной находится при смерти. А православный священник молится о больном: Отче Святый... пославый Единородного Сына Твоего.., всякий недуг исцеляющего и от смерти избавляющего! Исцели и раба Твоего от... телесныя и душевныя немощи и оживотвори его благодатию Христа Твоего... Итак, моление совершается именно об исцелении, а «оживотвори» – значит, «соделай живым», «избавь от смерти», «сотвори здоровым».

Но почему же тогда и православный священник благословляет собороваться, когда человек пожилой, разболевшись, явно приближается к порогу земной жизни? Да потому, что на Соборовании отпускаются грехи забытые и совершенные по неведению. Поэтому человеку, готовящемуся к переходу в мир иной, такое духовное очищение будет как нельзя более кстати. Душа обретает спокойствие и надежду на милосердие Господа.

Иногда бывает так, что священник соборует пожилого тяжелобольного человека, изнемогающего от болей и вскоре после совершения Елеосвящения тот мирно отходит в вечность. В таком случае Господь продлевал дни больного именно для того, чтобы над ним совершилось Таинство и душа встретила вечность чистой ото всех забытых грехов.

Итак, Соборование не есть Таинство приготовления к смерти. Напротив, оно есть Таинство избавления от смертоносных грехов и именно поэтому к нему необходимо прибегать в случае смертной опасности.