Почему Елеосвящение не всегда избавляет от смерти

Прежде всего обратим внимание на следующее. Иногда люди, измученные своими грехами и нелегкой судьбой, долго не могут умереть, томятся в мучительном и бессмысленном ожидании. Соборование, соединенное с Исповедью и Причастием, помогает им внутренне умиротвориться, встретить вечность с очищенной душой. В таком случае после Таинства смерть как раз может Быстро наступить – ее появление уже не несет душе вечной трагедии.

   Но давайте еще подумаем: Соборование не всегда избавляет человека от смерти по той простой причине, что человек не может жить на земле вечно. Человек просто не может бесконечно исцеляться, принимая Таинства Церкви. Ведь наше естество несет на себе последствия первородного греха, среди которых и возобладавшая над нами смертность.

   А еще вспомним, скольких людей исцелил Господь во время Своей земной жизни, и даже воскресил из мертвых. Но ведь прошли годы и все они все равно умерли. В чем же был смысл исцелений? В том* чтобы наглядно показать, что благодать Божия всесильна, она созидает и преображает человека, способна возродить его душу. Но человеку полезно страдать, он должен осознать свою ограниченность, свою смертность. Сам Господь принял телесную смерть, значит, и мы должны пройти этот этап нашей жизни, зная, что Спаситель воскрес, и воскрес для того, чтобы всем нам даровать будущее воскресение.

Итак, бывает, что Соборование не избавляет человека от смерти, зато помогает достойно встретить ее. Оно облегчает предсмертные страдания, проясняет ум и умиротворяет душу. Как-то в одном дореволюционном селе шедшую утром на службу женщину укусила бешеная собака. Женщина получила большую рану на щеке и была тут же доставлена к знахарке в соседнее село. Священник, узнавший о происшедшем только через несколько дней, хотел направить пострадавшую на бактериологическую станцию. Но родные воспротивились этому, успокоенные тем, что рана зажила и больная чувствует себя хорошо. Через некоторое время сын потерпевшей сообщил священнику, что мать почувствовала себя плохо и просила прийти ее соборовать. Батюшка застал больную лежащей на печке и что-то несвязно бормочущей – у нее началось бешенство или, как говорят иначе, водобоязнь. Несколько дней она отказывалась от еды, в особенности же не принимала воду и страшно боялась холода. Во время священнодействия больная сидела на лавке: взор ее был диким, блуждающим, она не могла сосредоточиться на одном предмете и вела себя крайне беспокойно. Иногда она бросала недружелюбные взгляды на своих родных, причем в это время раздавался страшный скрежет зубов.

После чтения первого Евангелия больная с огромным усилием, скрежеща зубами, еле заставила себя поцеловать Священную Книгу. Несмотря на то, что муж и сын держали за руки мечущуюся больную, священник с большим трудом совершал елеопомазание ее тела. Однако по окончании священнодействия больная совершенно успокоилась. Она встала на ноги, поклонилась священнику в пояс и сказала: «Благодарю Вас, батюшка, что Вы не отказались сделать порядок душе моей». Так благодать Божия, преподанная в Таинстве Елеосвящения, исцелила ее душевные немощи. Через некоторое время она попросила воды, умылась ею и напилась. Ближе к ночи позвала к себе детей, благословила их и после этого непостыдно и мирно, будучи напутствуема Святыми Тайнами, отошла ко Господу. Таким образом, Таинство Соборования не допустило развиться болезни до крайней степени и позволило встретить кончину по-христиански.