Во исцеление души и тела: наставления святых

Важно здравие телесное, но гораздо важнее здравие душевное, и тем важнее, чем душа превосходней тела (святитель Иоанн Златоуст). 

Болезнь, хотя плоть твою мучит, но дух твой спасает (святитель Тихон Задонский).

   Не думай, что ты один терпишь скорбей больше всякого. Как живущему на земле невозможно избегнуть этого воздуха, так человеку, живущему в этом мире, невозможно не быть искушенным скорбями и болезнями. Занятые земным от земного испытывают и скорби; а стремящиеся к духовному о духовном и болезнуют. Но последние будут блаженны, потому что плод их обилен о Господе(преподобный Ефрем Сирин).

   В болезнях, прежде врачей и лекарств, пользуйся молитвой(преподобный Нил Синайский).

   Не малодушествуй, когда постигнет тебя недуг телесный. Ибо если угодно Господу, чтобы ты страдал телом, то кто ты, тяготящийся этим? Не Он ли печется о тебе во всем? Не Им ли ты живешь? Итак, переноси болезнь и моли Его, аа дарует тебе все на пользу, то есть по воле Его; сиди (в келье) с долготерпением (Цветник духовный).

   Из урока, изреченного расслабленному: се здрав есй, ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин. 5, 14) – познаем, что виной болезней наших суть грехи и что, следовательно, первейшее врачевство против них всегда суть не столько капли, предписываемые врачами, сколько те, кои текут из очей от сердца сокрушенна и смиренна (святитель Иннокентий Херсонский).

   Господь недостаток наших добрых дел восполняет или болезнями, или скорбями (святитель Димитрий Ростовский).

   Много коварных сетей у дьявола. Не успел поколебать душу бедностью, он уловляет ее богатством. Не одолел ее оскорблениями и поношениями, вооружается на нее похвалами и славой. Не возмог обольстить душу удовольствиями, он покушается сокрушить ее невольными трудами. Если человек побеждает дьявола крепостью телесной, дьявол посылает на него болезни. Испросив себе позволение, он поражает тяжкими болезнями с тем, чтобы люди малодушные ослабели в любви к Богу. Посему-то тело иногда страждет сильной горячкой и томится несносной жаждой. Если ты грешник, то, страдая в болезнях, вспоминай о будущем наказании, о вечном огне, о мучениях после суда, не малодушествуй в настоящих страданиях, но радуйся, что Бог посетил тебя, и повторяй сие прекрасное изречение: наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя (Пс. 117, 8) (блаженная Синклитикия).

   Во время болезни мы чувствуем, что жизнь человеческая подобна цветку, который почти тотчас засыхает, как скоро он распустится, и облаку, которое рассеивается и не оставляет следа; что наши дни исчезают как тень; что наше тело сохнет, подобно траве полевой; что жизнь самого крепкого человека есть только дыхание; что с каждым дыханием она сокращается и что биение его пульса, подобно ударам маятника, приближает его к последнему часу, который почти всегда бьет в такую минуту, когда он думает, что до сего часа еще долго. О болезнь, горькое, но' здоровое лекарство! Как соль гнилость мяса и рыбы отвращает и не попускает зарождаться червям в них, так и всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления духовного и не попускает страстям, как червям душевным, зарождаться в нас (святитель Тихон Задонский).

   Выздоравливающий после болезни, в особенности серьезной и опасной, должен чувствовать и говорить: «Свыше дарована мне отсрочка, да покаюсь и жизнь свою исправлю по заповедям Христовым»(Цветник духовный).

   Есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье... Если чувствуете и видите, что сами виноваты, то начните с раскаяния пред Богом, что не поберегли дар здоровья, Им вам данный. Потом все же сведите к тому, что болезнь от Господа есть, и случайно ничего не бывает. И вслед за этим опять благодарите Господа. Болезнь смиряет, умягчает душу и облегчает ее тяжесть, обычную от многих забот (святитель Феофан Затворник).

   Не унывай при сильных искушениях, скорбях, или болезнях, или преткновениях от смущения вражьего: все это есть обличение и наказание праведное Испытующего сердца и утробы Господа, к очищению, пробуждению и исправлению твоему, к выжиганию терйий плотских страстей, и потому не посетуй, если иногда бывает тебе очень больно. Взирай не на боль, а на благие последствия этого наказания и на здравие души. Чего це делаешь для здравия тела? Тем более для здравия и спасения души, имеющей бессмертную жизнь, надо все терпеть (святой праведный Иоанн Кронштадтский).

   Читая о прокаженных, расслабленных, слепых, хромых, беснующихся, которых исцелил Господь, помышляй, что душа твоя, носящая многоразличные язвы, греха, находящаяся в плену у демонов, подобна этим больным. Научайся из Евангелия вере, что Господь, Исцеливший их, исцелит и тебя, если ты будешь прилежно умолять Его об исцелении твоем (святитель Игнатий Брянчанинов).

   Человек состоит из двух частей – из души и тела. Имеет тело свою беду и неблагополучие, имеет и душа. Тело видимо – и беда его видима; душа невидима – и беда ее невидима. Тело тленно и смертно – и беда его кончится; душа нетленна и бессмертна – и беда ее конца не имеет, но душа вовеки с нею пребывает, пока от нее не освободится. Душа, как разумная, бессмертная и сотворенная по образу Божию, гораздо драгоценнее, чем тело; потому и беда ее гораздо опаснее и страшнее, чем беда телесная. Ибо телесная беда с телом умирает и прекращается; но душевная беда с бессмертной душой никогда не умирает, если здесь душа не избавится от этой беды (святитель Тихон Задонский).

   Когда болезнь тяготит нас, не надобно скорбеть нам о том, что по немощи и болезни тела мы не можем стоять на молитве и воспевать псалмы устами. Ибо все это служит к истреблению похотений; а и пост, и земные поклоны предписаны нам для побеждения гнусных удовольствий. А что болезнь подавляет сии страсти, об этом излишне говорить. Подлинно излишне, ибо ею, как сильнейшим и острейшим лекарством, уничтожаются гибельные обнаружения болезней, – и в том состоит истинный подвиг, чтобы терпеть в болезнях и воссылать благодарственные песни ко Всеблагому Богу. Лишаемся ли мы очей? Перенесем это без отягощения, ибо через это мы лишаемся органов ненасытности и просвещаемся внутренними очами. Оглохли ли мы? Будем благодарить Бога, что мы совершенно потеряли суетный слух. Руками ли ослабели? Но мы имеем внутри себя руки, уготованные на борьбу с врагом. Немощь одержит все тело? Но от сего, напротив, возрастает здравие по внутреннему человеку (блаженная Синклитикия).

   Отними грех, и болезни оставят; ибо они бывают в нас от греха... Откуда недуги? Откуда повреждения телесные? Господь создал тело, а не недуг; душу, а не грех. Что же паче всего полезно и нужно? Соединение с Богом и общение с Ним посредством любви. Теряя любовь сию, мы отпадаем от Него, а отпадая, подвергаемся различным и многообразным недугам (преподобный Серафим Саровский).

   От Всеблагого и Великодаровитого Бога можно получить молитвою веры все духовные и необходимые вещественные блага, только бы искренне было желание этих благ и горяча молитва. И какие молитвы Церковь влагает нам в уста! Такие, что ими удобно можно преклонить Господа на всякую милость к нам, на всякое деяние благое (святой праведный Иоанн Кронштадтский).

   Кто пред всяким делом и словом обращается молитвою к Богу о вразумлении, помощи и благословении, тот совершает жительство свое как бы под взорами Бога, под Его руководством... В трудных обстоятельствах жизни учащай молитвы к Богу. Вернее прибегать к молитвам, нежели к пустым соображениям слабого человеческого разума, соображениям, которые по большей части оказываются несбыточными. Вернее опереться верой и молитвой на Всемогущего Бога, нежели – шаткими соображениями и предположениями – на свой немощный разум (святитель Игнатий Брянчанинов).

   Так как в жизни неизбежны болезни, и это у всех вообще людей, то должно сказать и о Таинстве святого елея, дарованного во отпущение грехов и исцеление наше, и ради подаяния Божественной милости. Это (Таинство), переданное от Спасителя апостолам, в знамение человеколюбия и милосердия, Церковь свято блюдет, как научены мы от Иакова, которого Павел называет братом Господним, который был братом Божиим и по родству плотскому, и по подражанию делами, получил величайший дар и первый после Христа был наречен и соделался иерархом. Именно как скоро кто-нибудь из братий впадет в немощь телесную или только душевную, – тотчас созывает пресвитеров Церкви, потому что они, а не диаконы, получили силу совершать Таинства (святой Симеон Солунский).

   Благодать, приемлемая безусловною верою в веществе Таинств, помимо недоумевающего ума, прямо ложится на сердце или в глубь внутренней природы нашего духа, пробуждает дух человека благими внушениями, оплодотворяет его добрыми мыслями и расположениями и видимо являет свое присутствие в человеке добрыми его делами. Так благодать искупления и возрождения приемлется в воде Крещения, дары Святого Духа – в помазании миром, священство – в возложении рук, внутреннее соединение с Божеством Искупителя – в Таинстве Евхаристии, благодать исцеления от болезней – в помазании елеем(святой Амвросий Медиоланский).

   Если ты и полезного просишь, и делаешь все, что от тебя требуется, и жизнь ведешь добродетельную, и с ближними находишься в согласии и любви – то получишь по своей молитве, потому что Господь человеколюбив (святитель Иоанн Златоуст).

   Если человек сам печется о своих делах, и обращается с молитвой к Богу тогда только, когда уже постигают его неизбежные беды, и в собственных силах не видит он средств к отвращению их, и начинает надеяться на помощь Божию – такая надежда суетна и ложна. Истинная надежда ищет единого Царствия Божия и уверена, что все земное, потребное для жизни временной, несомненно дано будет (преподобный Серафим Саровский).