Грех — это нарушение христианского нравственного закона. Поэтому святой апостол и евангелист Иоанн Богослов и дает такое определение греха: Всякий, делающий грех, делает и беззаконие (1Ин. 3, 4).
Грех совершает тот, кто сознательно и свободно отказывается действовать согласно Закону Божию. Следует различать первородный грех, наследуемый нами от нашего праотца Адама, и грех произвольный, или личный, совершенный конкретным человеком. Личный грех может состоять или в деянии: мысли, словах, пожелании, поступке, или же в несовершении чего-либо предписанного законом любви.
Смертный грех — это нарушение важного закона, глубоко оскорбляющего святость Божию (например, богохульство, человекоубийство, кража, клевета, прелюбодеяние), когда проступок совершается с полным и совсем свободным согласием воли на ослушание Богу. Смертный грех — это злостное, грубое, добровольное оскорбление Бога во всех Его свойствах, это ответ презрением и ненавистью на бесчисленные благодеяния и бесконечную отеческую любовь Господа. Последствия такого греха ужасны: человек коренным образом разрывает все, что его связывало с Богом; он становится похожим на демона; он теряет сверхъестественную, благодатную жизнь во Христе; он лишает самого себя плодов Искупления. Он совершает настоящее духовное самоубийство и сам отдает себя во власть смерти. Тот, кто умирает, не покаявшись в смертоносном грехе, обрекает себя на вечную потерю Спасения, вечные угрызения совести и вечную ненависть к Богу.
Повседневный грех также является ослушанием Божественного Закона. Повседневным грехом называют проступок или мысль, нарушающие Закон Божий, но не так злостно, не так дерзко. Повседневные грехи совершаются также по недомыслию или незнанию. Такие грехи называют иногда простительными, но это отнюдь не означает, будто Господь обязан простить их или будто можно не прилагать больших усилий, чтобы их избежать; простительным и легким он называется лишь по человеческому разумению по сравнению со смертоносным грехом. Повседневный грех не лишает душу освящающей благодати и сверхъестественной жизни во Христе, но уменьшает рвение любви к Богу, постепенно порождает равнодушие и располагает к смертоносному греху. Особенно пагубны повседневные грехи, совершаемые по привычке: сквернословие, курение, осуждение ближних (сплетни) и т. д.
Причины греха могут быть внутренние и внешние. Внутренние причины — это страсти и вожделения, являющиеся последствием первородного греха: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1Ин. 2, 16).