Иногда на исповеди ссылаются на слабую память, не дающую будто бы вспомнить все грехи. Действительно, часто бывает, что мы легко и быстро забываем наши грехопадения. Но происходит ли это только от слабой памяти? Ведь, например, случаи, когда особенно больно было задето наше самолюбие, когда нас незаслуженно обидели; или, наоборот, все то, что льстит нашему тщеславию: наши удачи, наши добрые дела, похвалы и благодарности нам — мы помним долгие годы. Все то в нашей мирской жизни, что производит на нас сильное впечатление, мы долго и отчетливо помним. Не значит ли это, что мы забываем наши грехи, потому что не придаем им серьезного значения?
Подготовка к Таинству Покаяния состоит из: познания своих грехов, сокрушения о них, отвержения их, решимости более не пребывать в них, замена их противоположными добродетелями.
Благодать Божия в Таинстве Покаяния прощает греховную вину, излечивает и оживотворяет душу, подает силу не грешить более, но стяжать добродетель.
Святитель Феофан Затворник в своей книге «Письма о христианской жизни» пишет, обращаясь к своей духовной дочери:
«Войдемте же в себя самих и начнем перебирать, что есть в нас. Вмешательство в это дело какого-либо стороннего лица неуместно и совсем невозможно. Войти в вас и разобрать дела вашей совести никто не может, кроме вас самих, и извольте это сделать. Я сделаю на этот случай только несколько указаний... Чтобы хорошо себя рассмотреть, нужно обратить внимание на три стороны нашей деятельной жизни — на дела, единичные действия (мысли, слова, поступки), совершенные в определенном месте при определенных обстоятельствах, на сердечные расположения и характеристические наклонности, под делами скрытые, и на общий дух жизни».
Если мы желаем получить от Бога не только прощение вины за единичные злые поступки, но и очищение сердца и обновление души, мы должны обратить основное внимание на сердечные расположения. Человек может совершить хороший поступок (или воздержаться от плохого) не в порыве благочестия, а из ложных (или отчасти ложных) побуждений, например из желания мирской славы или из страха наказания. Поэтому хороший поступок (или воздержание от плохого) может скрывать от самого кающегося греховное расположение его сердца и затруднить исповедь.
Равным образом плохой поступок (или дурные слова, мысли) или воздержание от доброго дела может обнажить какое-либо сердечное расположение и облегчить исповедь.
Человек может не иметь ни одной осознанной злой мысли, относящейся к определенному греху, но это отсутствие являет не столько его безгрешность, отвращение к этому греху, сколько внутреннее фарисейство — цензуру греховного сознания, не желающего, чтобы грех был им обнаружен.
В каждом человеке грехи связаны между собой как причина и следствие, сущность и проявление. Некоторые греховные расположения образуют пары крайностей (иногда одновременно присутствующих в человеке), например лень к Богоугождению и неразумная ревность, стяжательство и склонность к мотовству, внешняя застенчивость и внутренняя гордыня и т. п. Некоторые грехи могут тесно примыкать к добродетелям, например блуд — к любви, человекоугодие — к служению ближнему. Другие греховные расположения препятствуют самому Покаянию: сюда относятся склонность к самооправданию, переоценке себя, самолюбие, ложный стыд. Постижение этих связей в себе может быть полезным для более глубокого самопознания и, следовательно, для более совершенного Покаяния.
Мы не повинны в предлагаемых душе бесами помыслах до тех пор, пока не согласимся на них, однако и их нужно исповедовать, чтобы получить облегчение в сопротивлении таким нападениям. Подготовка к исповеди и сама исповедь — это таинственный процесс, неповторимый для каждой человеческой личности.
Очень важно каждому готовящемуся к исповеди почувствовать и соблюсти меру глубины самопознания. Нетщательная, поверхностная исповедь нехороша, но излишне углубленное в себя исследование может привести к вредной путанице в оценке мотивов или причин того или иного поступка, высказывания, к душевному смятению и унынию. Излишне углубленное исследование корней какой-либо страсти может привести к большему впадению в эту или другую связанную с ней страсть. Поэтому в процессе подготовки к исповеди нужно постоянно просить у Господа помощи для просвещения и охранения.
1. В первую очередь вспомнить и зафиксировать те греховные поступки и расположения, которые осознаются «сами собой».
2. Хорошо пересмотреть свои отношения с каждым ближним. В случае отсутствия явного греха в отношениях по вашей вине (ссор, недоразумений, обид, гнева) могут быть грехи невыявленные и неосознанные: злорадство, зависть, равнодушие, лукавство, корыстно-притворная любезность и другие скрытые сердечные расположения, которые формируют искаженный образ ближнего в сердце. Этот образ должен быть обновлен в результате исповеди.
3. Необходимо уяснить свое отношение к воле Божией, выраженной в евангельских заповедях, и вообще к христианским добродетелям, например:
а) заповеди, которые я люблю, хотя и здесь искушаюсь и не выполняю так, как бы хотел;
б) заповеди, которые мне внутренне непонятны;
в) заповеди, которые мое сердце не принимает; последнее особенно опасно, так как свидетельствует о внутреннем нежелании покаяния и оставления греха.
4. Желательно продумать свою жизнь с детства, чтобы понять, как складывались различные греховные навыки.
5. Полезно вспомнить типичный ход своего дня, затем припомнить, как прошла последняя неделя, месяц, последний год. Этому помогает ежедневная внимательная исповедь перед Богом после вечерних молитв, перед сном. Память грехов своих — основа Покаяния, на ней зиждется христианская нравственность.
6. Можно обратить особенное внимание на свое обычное поведение и внутреннее состояние во время болезней, скорбей, искушений, обстояний, нападений и, напротив, в благополучные периоды жизни.
7. После покаянного анализа отдельных своих греховных расположений можно подумать об общем духе своей жизни, о котором пишет святитель Феофан Затворник.
Церковная практика предлагает ряд вспомогательных мер по формированию дисциплины исповеди. В первую очередь сюда относится составление письменного перечня соделанных прегрешений за период от последней исповеди. Для людей, еще не привыкших систематически исповедоваться и потому не развивших в себе «памятования грехов», это очень хороший способ подготовки к Покаянию.
Исповедь совершается обычно либо вечером накануне, либо до начала Божественной литургии, во время чтения Часов или Утрени. Если в храме очень много народа, первая часть исповеди по необходимости бывает общей. Священник произносит проповедь о Покаянии, называет грехи, руководствуясь в качестве образца предложенным здесь перечнем, который, разумеется, может быть сокращен или дополнен в зависимости от возрастного и социального состава исповедников. Предстоящие мысленно каются перед Богом. После чего каждый по очереди подходит к священнику и кается в грехах смертных, не вошедших в перечень, если таковые были совершены, получает епитимию или разрешение грехов.
Примиряя человека с Богом, священник совершает это не своей властью и волей, но властью и волей Господа нашего, Иисуса Христа.
На исповеди не нужно ждать вопросов, надо самому сделать усилия; ведь исповедь — это подвиг и самопринуждение. Говорить надо точно, не затемняя неприглядности греха общими выражениями (например, «грешен против 7-й заповеди»). Очень трудно, исповедуясь, избегнуть соблазна самооправдания, трудно отказаться от попыток объяснить духовнику «смягчающие обстоятельства», от ссылок на третьих лиц, якобы введших нас в грех. Все это признаки самолюбия, отсутствия глубокого покаяния, продолжающегося коснения в грехе.
Знак совершенного Покаяния — чувство легкости, чистоты, неизъяснимой радости, когда грех кажется так же труден и невозможен, как только что далека была эта радость.
Исповедоваться и причащаться надо как можно чаще. Приступать к Чаше православному христианину следует не реже пяти раз в год: в день памяти святого, имя которого он носит, и по одному разу в течение каждого из четырех постов. Некоторые святые отцы советуют причащаться в двунадесятые праздники, дни великих святых, престольные праздники. Под руководством и с благословения духовного наставника миряне могут причащаться и чаще.
Нам, неискусным в покаянии, необходимо вновь и вновь учиться каяться. Необходимо стремиться к тому, чтобы промежутки между исповедями были наполнены духовной борьбой, усилиями, питаемыми плодами последнего говения и возбуждаемыми ожиданием приближающейся новой исповеди.
Духовным отцом, или духовником, верующий человек называет священника (монашествующего или женатого), к которому он регулярно и постоянно приходит на исповедь или за духовными советами.
Как больному лучше лечиться у одного врача, который хорошо знает его организм и болезни, так и врачевание духа пойдет успешнее, если человек будет обращаться к постоянному духовнику. Отношения с ним должны строиться на искренности, понимании и доверии.
Существует несколько правил в отношениях между христианином и его духовником:
1) христианин не предпринимает никакого важного шага, не получив благословения духовника или, по крайней мере, не посоветовавшись с ним;
2) христианин пользуется указаниями духовника относительно молитвенного правила, частоты Причащения, постов и дел служения людям;
3) христианин приводит свою жизнь в согласие с нравственными нормами и требованиями Церкви по указаниям духовника;
4) в случае расхождения со своим духовником и намерения перейти к другому он должен поставить его в известность, разъяснить причину и получить благословение.
Принцип непререкаемого послушания христианина своему духовнику в полной мере приложим лишь к монашескому образу жизни. Монах дал обет отречения от собственной воли и обязуется исполнять любое требование своего духовника.
Приходской священник не предлагает мирянину такого подвига, а на себя не берет права давать непререкаемые указания. Он лишь напоминает евангельские заповеди, руководит духовной жизнью человека, помогает ему в его внутренней работе. Впрочем, тому, кто верит, что через духовника ему открывается воля Божия, может быть дано по его вере.
Хотя и желательно иметь своего духовника, но это вовсе не обязательное условие для истинного покаяния. Для человека, действительно страдающего от своего греха, безразлично, у кого он исповедует его; лишь бы как можно скорее покаяться в нем и получить отпущение. Покаяние должно быть совершенно свободным, никак не вынужденным лицом исповедующим.
Таинство Покаяния оправдывает, возрождает человека и вместе с Таинством Святого Причащения теснейшим образом соединяет его со Христом, примиряет с Церковью и Богом, восстанавливает в сыновнем достоинстве.
Все эти дары даются христианину в результате длительной и упорной борьбы с грехом при помощи благодати Божией. Как облегчить трудности духовного восхождения христианина, что поможет ему в подготовке к Таинству Покаяния и исповеди?
Обычно верующие церковные люди участвуют в Таинстве Покаяния время от времени в храме при непременном участии пастыря. Такое Покаяние можно условно назвать храмовым.
Но христианину необходимо также приносить Богу ежедневное Покаяние во время вечерней молитвы, перед отходом ко сну: после прочтения вечерних молитв молящийся, вспоминая грехи истекшего дня, сердечно кается в них пред Богом.
Грехи называются вслух, членораздельно, сосредоточенно и так, чтобы в словах исповеди отражалось покаянное состояние духа и стремление как бы оторвать грех с его корнем и освободиться от него. Тогда между человеком и грехом его встают совесть и Сам Бог, укрепляющие решимость освободиться от греха, пленяющего человека, подчиняющего себе его духовные силы, освобождая себя в момент Покаяния от власти греха.
Уединенное ежедневное домашнее Покаяние, когда в нем участвуют только совесть христианина и Бог, помогает человеку обрести образ Божий в себе, приучает к самоконтролю и позволяет вовремя пресекать в себе и гасить действие на душу греховных помыслов и страстей и тем облегчать дальнейшую борьбу с ними. Так борьба с грехом созидает духовную культуру человека, определяя и его внешнее поведение. Если человек сознательно не воздержится от грубых, обидных слов, не навыкнет во взаимном уважении, если не выработает в себе уступчивости, терпеливости, сердечности, участливости в жизни других, то ему будет трудно сохранить духовную культуру и среди окружающего общества. Находясь в постоянном духовном трезвении, верующий христианин должен всегда отсекать от себя все, что таит в себе искушение и соблазн греха, проверять и укреплять себя покаянной молитвой и исповедью пред Богом в конце каждого дня.
Когда навык к домашнему Покаянию и исповеди приобретен, кающийся на исповеди в храме знает, что сказать духовнику-пастырю. Он умеет открыть свою душу пред Богом даже тогда, когда духовник не может выслушать полностью его личную исповедь, что бывает обычно при общей многолюдной исповеди. В этом случае подготовленный исповедник, стоя в храме среди других исповедников, тихо кается в своих грехах непосредственно пред Самим Богом, твердо веря, что будет Им услышан.