(Из проповедей митрополита Антония Сурожского)
Наступает день и час (это бывает с каждым, или почти с каждым, человеком)... и человек не узнает себя. То же лицо, те же движения, та же обстановка. Но где-то в своей недомыслимой глубине он чувствует действие таинственной, непреодолимой, но светлой силы. Он полюбил. В нем проснулась любовь.
Некто, пытаясь рассказать о таком дне, говорил: «Я утром вхожу в автобус. Все пассажиры как пассажиры, а у меня, вот здесь — в самой груди — такое сокровище, что богаче и счастливее меня никого на свете нет. Но это тайна, и пассажиры этого знать не могут и не замечают. А так хочется всем об этом сообщить...»
Осветилась неожиданно загадочная глубина человеческого сердца. «Так луч рассветный по старинным зеркалам, или по темной глади озера скользнет мгновенно...»
Вот оно — первое озарение — когда еще не навязались в соучастники ни эгоизм, ни соображение о житейских благах, ни властолюбие, ни разнузданная страсть.
Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания им обладать, без желания над ним властвовать, без желания каким бы то ни было образом воспользоваться его дарами или его личностью, — только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась.
...Когда я нахожусь лицом к лицу с человеком, которого вижу глазами любви, не глазами безразличия или ненависти, а именно любви, то я приобщаюсь этому человеку, у нас начинается нечто общее, общая жизнь. Восприятие человека происходит на глубине, которая за пределами слов, за пределами эмоций. Верующий сказал бы: когда я вижу человека в этом свете, в свете чистой любви, то я вижу в нем образ Божий, икону...
* * *
Христос пришел на бедную свадьбу. Люди собрались в маленькой деревне, на хуторе каком-то, пришли, изголодавшись по радости — не по выпивке, конечно, а по дружбе, по свету, по теплу, по ласке — и начался бедный деревенский пир. Через самое короткое время, вероятно, то немногое, что было приготовлено, было съедено, и то вино, которое было припасено, было выпито. И тогда Божия Матерь обращает внимание Своего Божественного Сына на то, что вино уже выпито. Что Она этим хотела сказать? Неужели Она говорит Своему Сыну: сделай, мол, что-нибудь, чтобы они еще могли бы пить и пить, и напиться так, чтобы свалиться под скамьи, — неужели этого Она хотела? Нет, Она, конечно, видела, что их сердца так истосковались по радости, по счастью, по тому чувству, которое дает забыть все тяготы мира, все, что давит, гнетет; сердца еще полны желания пребыть в царстве этой любви жениха и невесты, созерцать небесное видение ласки. И Христос обращается к Ней с вопросом, который смущает многих: «Что Мне и Тебе, Жено?» В некоторых переводах и в некоторых толкованиях Отцов: «Что между Мной и Тобой? Почему именно Ты ко Мне обращаешься с этим вопросом? Неужели потому, что Я — Твой Сын к Ты думаешь, что у Тебя есть надо Мной какая-то власть? В таком случае наши отношения только земные, плотские, в таком случае Мой час, час небесных чудес, еще не пришел...» Матерь Божия Ему не отвечает в том смысле, что: как же так, разве Я не Твоя Мать? И не отвечает также: «Разве Я не знаю, что Ты — Сын Божий?» Она только обращается к окружающим и делает их как бы соучастниками Своей веры; Она говорит слугам: «Что бы Он вам ни сказал сделайте...» Этим Она говорит действием, а не словами Своему Сыну: «Я знаю, кто Ты» Я знаю, что Ты Мой Сын но плоти и что Ты — Бог, сошедший в мир для спасения мира, и Я потому к Тебе обращаюсь не как к Сыну, а как к Богу Своему, Творцу, Промыслителю, Тому, Который может любить землю до смерти...» И тогда совершается чудо, потому что пришло в мир Царство Божие верой одного человека. Какой же это нам урок о том, что и мы можем — каждый из нас — верой как бы открыть дверь приходу Христа и создать ситуацию, которая даст возможность Богу чудодейственно изменить обстановку, полную тоски, неудовлетворенности, и сделать из нее обстановку ликующей, торжествующей радости! Что дальше? — Все очень просто: да, слуги почерпали вино, да, они принесли его хозяину, распорядителю праздника; но с нами остается одно важное событие: то, что в этот момент вера одного человека сделала земную обстановку небесной. И еще другое: единственная заповедь, которую дала нам Матерь Божия: «Что бы Он вам ни сказал — сделайте...» Когда радости вашей начнет приходить конец, когда вы уже почувствуете, что вы друг другу дали все, что вы только могли дать, что нового вы ничего не можете сказать, что вы можете только повторять: «Я тебя люблю», выразить это не можете по-новому, тогда прислушайтесь глубоко к тому, что Он вам скажет, — и что бы Он вам ни сказал, то сделайте; и тогда вода обычной жизни — серость жизни, бесцветность ее — вдруг просияет. Мы все видели иногда землю, покрытую росой. К восходу солнца это поле — серое, даже зелень, покрытая этими каплями воды, как, бы тускнеет; и вдруг поднялось солнце, и все засверкало, засияло цветами радуги. Так и жизнь, которая потускнела, может превратиться в торжество, стать прекрасной потому только, что мы дали Богу место в ней, она может засиять, как это поле, всеми цветами радуги и красоты...
* * *
Человека любят не за что-нибудь, а наоборот — он может стать значительным, прекрасным человеком, потому что он любим. Во второй молитве чина обручения говорится о том, что Бог выбрал Церковь, как чистую Деву из среды язычников. Если мы задумаемся над этим и представим себе: кто эта Церковь? Церковь — мы с вами: и я, и ты, и все наши друзья; как же мы можем сказать, что Бог нас выбрал как чистую деву? Мы все грешные, у всех нас недостатки, мы все в значительной мере испорчены, — как же Бог мог на нас посмотреть и выбрать как деву чистую? Дело в том, что Бог на нас смотрит, видит возможность красоты, которая в нас есть, видит в нас то, чем мы можем быть, и ради того, что Он видит, Он нас принимает. И потому, что мы любимы, потому, что с нами случилось чудо: что кто-то в нас увидел не дурное, а прекрасное, не злое, а доброе, не уродливое, а чудесное — мы можем начать расти, расти из изумления перед этой любовью, расти из изумления перед тем, что этой любовью нам показана наша собственная красота, о которой мы не подозревали. Я говорю, конечно, не о той внешней, поверхностной красоте, которой мы все кичимся: чертами лица, умом, чуткостью, талантом — нет, о другой красоте.
И вот нам надо помнить, что единственный способ возродить человека, единственный способ дать человеку возможность раскрыться в полноте — это его любить...
Брак есть таинство, в котором при свободном, пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз — во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. (Православный катехизис)
Христианский брак есть освящаемый Церковью добровольный и основанный на взаимной любви пожизненный союз мужчины и женщины.
Это не просто образ, обычай или традиция, но Таинство, в котором супруги от Бога через священнослужителей получают особую благодатную силу и способность хранить любовь, супружескую верность, терпение.
Конечно, Таинство не является, так сказать, автоматической гарантией. От человека требуется искреннее желание, от сердца идущее намерение обожествить свой брак, жить доброй жизнью...
Брак — просвещение и, одновременно, — тайна. В нем происходит преображение человека, расширение его личности. Человек обретает новое зрение, новое ощущение жизни, рождается в мир в новой полноте. Только в Браке возможно полное познание человека, видение другой личности. Это познание и жизнь дает то чувство завершенной полноты и удовлетворения, которое делает нас богаче и мудрее.
* * *
Всеблагий Бог создал из праха земного человека и, одарив его вечным дыханием жизни, поставил владыкой над земным творением. По всеблагому замыслу Своему Господь создал из ребра Адама жену его — Еву с тем, чтобы она была ему помощницей и чтобы они, будучи двумя, составляли одну плоть (Быт, 2.18, 21-24).
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над всеми тварями (Быт. 1, 28). И они пребывали в Едеме до грехопадения, когда, преступив заповедь, соблазненные лукавым искусителем, были изгнаны из рая. По благому приговору Создателя, Ева соделалась спутницей на многотрудном земном пути Адама, а через многоболезненное чадородие свое — праматерью человеческого рода. Первая человеческая чета, получив от Бога обетование об Искупителе человечества и Попрателе главы вражьей (Быт. 3, 15), была и первой хранительницей спасительного предания, которое затем, в потомстве Сифа, переходило живительным таинственным потоком из рода в род, указуя на ожидающееся пришествие Спасителя.
Господь Иисус Христос, пришедший на землю в том числе и для того, чтобы возродить в человеческом обществе Богом установленные нравственные начала, позаботился и о восстановлении брачного союза. Своим присутствием на браке в Кане Галилейской Господь благословил, освятил брак и именно на нем совершил Свое первое чудо.
Несколько позже Господь разъясняет евреям истинное значение брака. Ссылаясь на слова Писания о единении мужа и жены,
Господь в самой решительной форме подтверждает принципиальную нерасторжимость брака, говоря: «Так что они (муж и жена) уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает!» Саддукеи же продолжают вопрошать Спасителя: «Как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?» На что Господь так отвечает им: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19, 3-9). Иными словами, человек, вступив в брак, обязан пребывать в нем. Нарушение супружеской верности есть нарушение воли Божией и поэтому тяжкий грех.
Брак — великая святыня и спасительное состояние человеческой жизни при правильном отношении к нему. Брак является основанием семьи. Семья есть малая Церковь Христова. В семье заключается смысл и цель брака. Современная боязнь семьи, страх иметь детей есть следствие малодушия, источник неудовлетворенности и тоски в браке. Христианское воспитание детей составляет задачу и радость семьи, дает смысл и оправдание браку.
Но и при бездетности супругов брак не теряет своего смысла, облегчая супругам, при взаимной любви и взаимной помощи, проходить путь христианской жизни. Апостол Петр в своем Первом послании наставляет жен подражать жизни древних праведных жен, быть примером кротости; мужей наставляет обращаться благоразумно со своими женами, как с немощным сосудом, оказывая им честь как сонаследницам благодатной жизни (1 Пет. 3, 7).
Апостол Павел в Первом послании к коринфянам так пишет относительно брачных обетов: «Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, если же разведется, то должна оставаться безбрачной, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены своей. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, а жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1 Кор. 7- 14).
Тайна счастья христианских супругов заключается в совместном исполнении воли Божьей, соединяющей их души между собой и со Христом. В основе этого счастья — стремление к высшему, общему для них предмету любви — Христу, все к себе влекущему (Ин. 12, 32). Тогда и вся семейная жизнь будет направлена к Нему, и упрочится соединение сочетавшихся. А без любви к Спасителю никакое соединение не прочно, ибо ни во взаимном влечении, ни в общих вкусах, ни в общих земных интересах не только не заключается истинная и прочная связь, но, напротив, нередко все эти ценности вдруг начинают служить разъединению. Христианский брачный союз имеет глубочайшее духовное основание, которым не обладают ни телесное общение, ибо тело подвержено болезням и старению, ни жизнь чувств, переменчивая по природе своей, ни общность в области общих мирских интересов и деятельности, «ибо проходит образ мира сего» (1 Кор. 7, 31). Жизненный путь христианской супружеской четы можно уподобить вращению Земли с ее постоянным спутником Луною вокруг Солнца. Христос — Солнце правды, греющее детей Своих и светящее им во тьме. «Преславно иго двух верующих, — говорит Тертуллиан, — имеющих одну и ту же надежду, живущих по одним правилам, служащих Единому Господу. Вместе они молятся, вместе постятся, взаимно поучают и увещевают друг друга. Вместе они в Церкви, вместе за Вечерей Господней, вместе в скорбях и гонениях, в покаянии и радовании. Христу они приятны, и Он ниспосылает им мир Свой. А где двое во имя Его, там нет места никакому злу».
В таинстве брака жених и невеста, соединенные любовью и взаимным согласием, получают благодать Божию, освящающую их брачный союз в образе союза Христа с Церковью для супружеского счастья, для благословенного рождения и христианского воспитания детей. Через эту благодать брак становится честен и ложе супружеское непорочно (Евр. 13, 4).
В знак святости брака даются жениху и невесте зажженные свечи.
Берутся со св. Престола перстни и возлагаются на руки венчающихся в знак их взаимного согласия; непорочность их жизни три раза венчается церковными венцами: «Господи Боже наш! Славою и честию венчай их». В память первого чуда, совершенного Господом Иисусом Христом на браке в Кане Галилейской, дается венчающимся 3 раза пить вино из одной чаши, чтобы они по образу этого делили между собой радость и горе, вместе несли крест жизни. Наконец, три раза во имя Пресвятой Троицы брачующиеся обводятся около аналоя «образом круга», знаменуя этим нерасторжимость, вечность брачною союза, так как круг означает вечность: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6), чему препятствует и святость брачного союза, так как муж соединяется с женой так же нерасторжимо, при условии верности супругов, как и Христос с Церковью (Еф. 5, 23-25), потому св. ап. Павел и называет брак «тайной великой» (Еф. 5, 32), потому с другой стороны, по слову Господа (Мф. 19, 9), прелюбодеяние и служит основанием для развода, ибо через неверность одного из супругов святость брака нарушена, он осквернен и трудно восстановить его прочность, как в однажды разбитом сосуде.
Первая и главная цель брака — это полная и нераздельная взаимная преданность и общение двух супружеских лиц: не хорошо быть человеку одному (Быт. 2, 18) и оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будете оба в плоть едину (Мф. 19, 5). Отсутствие у бракосочетающихся единства духовно-нравственных целей есть главная и основная причина несчастных браков.
По мысли святого Киприана Карфагенского, муж и жена получают полноту и цельность своего бытия в духовно-нравственном и физическом единении и взаимном восполнении одного личностью другого, что достигается в браке, когда мужчина и женщина действительно становятся одной нераздельной личностью и находят друг в друге взаимную поддержку и восполнение.
Вторая цель брака, на которую указывает Священное Писание, святые Отцы и Церковь в своих молитвах чина венчания, есть рождение и христианское воспитание детей. И Церковь благословляет брак как союз, целью которого является деторождение, испрашивая в молитвах «доброчадие» и «о чадах благодать».
Брак в христианстве по учению святого Григория Богослова хорош тогда, когда он соединяется с желанием оставить после себя детей, потому что чрез это восполняется Церковь Христова, умножается число благоугождающих Богу. Когда же он имеет в основе одно лишь стремление к удовлетворению плотской похоти, то «разжигает грубую (и ненасытную) плоть, обкладывает ее тернием и делает как бы путем к пороку».
Еще одна цель брака — предохранение от распутства и сохранение целомудрия. Апостол Павел говорит: «Во избежание блуда каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7, 2). Хорошо, говорит, быть безбрачным, ради безраздельного служения Господу, «но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7, 7-9) и впасть в распутство. Всегда были порицатели брака, которые видели в нем скверну, нечистоту, препятствие к добродетельной жизни. Освящая христианский брак своим благословением, надевая на венчающихся «венцы славы и чести», Церковь всегда осуждала порицателей супружеских отношений. Законный брак и рождение честны и нескверны, ибо различие полов образовано в Адаме и Еве для размножения человеческого рода. Брак есть «дар Божий и корень нашего бытия».
«Если бы брак и воспитание детей были препятствием на пути добродетели, — говорит Иоанн Златоуст, — то Создатель не ввел бы брака в нашу жизнь. Но так как брак не только не препятствует нам в богоугодной жизни.., но и доставляет нам великое пособие к укрощению пылкой природы.., то поэтому Бог и даровал такое утешение человеческому роду».
Прежде чем совершить венчание, следует вместе со священником выяснить, нет ли церковно-канонических препятствий к заключению церковного брака между данными лицами. В первую очередь следует отметить, что условия заключения брака, установленные гражданским законодательством и церковными канонами, имеют значительные различия, поэтому не всякий гражданский брак, зарегистрированный в ЗАГСе, может быть освящен в таинстве Брака.
Так, допускаемые гражданским законодательством четвертый и пятый браки Церковью не благословляются. Церковью не допускается вступление в брак более, чем три раза, запрещается вступление в брак лицам, находящимся в близких степенях родства. Церковь не благословляет брак, если один из вступающих в брак (или оба) объявляют себя убежденными атеистами, пришедшими в церковь лишь по настоянию одного из супругов или родителей, если хотя бы один из супругов некрещен и не готов принять крещение перед венчанием. Все эти обстоятельства выясняются при оформлении документов на венчание за церковным ящиком, и, в перечисленных выше случаях, в церковном бракосочетании отказывается.
Прежде всего, таинство брака не может состояться, если один из венчаемых фактически состоит в браке с другим лицом. Гражданский брак должен быть расторгнут в установленном порядке, а если предыдущий брак был церковный, то необходимо разрешение архиерея на расторжение его и благословение на вступление в новый брак.
Препятствием к совершению бракосочетания является также кровное родство жениха и невесты, а также родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении.
Разрешение архиерея требуется и для венчания православного с лицом другого христианского вероисповедания (католиком, баптистом). Безусловно не венчается Брак, если хотя бы один из венчаемых исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм).
Нельзя венчать того, кто однажды связал себя монашеским обетом девства, а также священников и диаконов после их рукоположения.
Браки не совершаются в следующие дни: от Мясопустной недели (за неделю до Великого Поста) до Фомина воскресенья (неделя после Пасхи), в течение Петрова, Успенского и Рождественского постов, накануне сред, пятниц и Усекновения главы Иоанна Предтечи, по субботам, накануне двунадесятых и великих праздников и в самые двунадесятые праздники. По Кормчей книге, вступающее в Брак, должны знать исповедание веры, т. е. Символ веры, молитву Господню «Отче наш...», «Богородице Дево, радуйся...», десять Заповедей Божиих и заповеди Блаженства. Незнающих Закона Божия и нужнейших членов веры не должно венчать до тех пор, пока не научатся. Священник должен, обязан спросить жениха и невесту, знают ли они все это: потому, что стыдно и грешно вступать в Брак, а не знать того, в чем им потом наставлять и воспитывать своих детей. Таким образом, если окажется, что жених или невеста не знают основных и главных истин православной веры, не знают даже необходимых повседневных молитв, то венчание их следует отложить. Перед самым вступлением в брак надлежит поговеть и причаститься Святых Тайн.
Невеста, находящаяся в периоде послеродового очищения и не получившая молитвы, положенной в 40-й день жене родившей, не только приступать к св. таинствам (Браку в том числе), но и в храм входить не может.
Жене, находящейся в очищении, не дозволительно входить в церковь; тем более не следует таковой приступать к таинству Брака, который должен быть отложен, пока невеста не очистится.
Беременное состояние невесты не может служить препятствием к Браковенчанию.
Сожительство беременной невесты с виновником ее беременности (а равно и вообще сожительство вступающих в Брак) не служит само по себе препятствием к церковному Браку; они должны только очистить свою совесть покаянием и зарегистрировать гражданский брак в ЗАГСе.