Как правильно поминать усопших

Обычай поминать усопших встречается уже в Церкви Ветхозаветной. С особой ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления Апостольские. В них мы находим молитвы за усопших при совершении Евхаристии и указание на дни, в которые особенно необходимо поминать усопших: третий, девятый, сороковой, годовщины. Святая Церковь возносит непрестанные молитвы об отшедших отцах и братьях наших при всяком богослужении и особенно на литургии. 

Но кроме этого. Церковь творит в определенные дни особое поминовение «всех от века преставльшихся отцев и братий» по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнуты внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими.

В субботу мясопустную, перед сырной неделей, накануне воспоминаний Страшного суда мы молим Господа, чтобы Он явил Свою милость всем усопшим в день, когда наступит Страшный суд. В эту субботу Православная Церковь молится о всех усопших в православной вере, когда бы и где бы ни жили они на земле, кем бы ни были по своему происхождению и положению в земной жизни. Молитвы возносятся о людях «от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере». Три субботы Великого поста — субботы второй, третьей, четвертой недель Великого Поста — установлены потому, что во время литургии преждеосвященных Даров не бывает поминовения, которое совершается во всякое другое время года. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви, и установлены эти родительские субботы.

Церковь во время Великого поста ходатайствует об усопших, чтобы и им Господь простил грехи и воскресил их в жизнь вечную.

В Радоницу — вторник второй седмицы по Пасхе — с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, в надежде воскресения и наших усопших. Сам Спаситель сошел во ад проповедовать победу над смертью и вывел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день и носит название «радуница», или «радоница».

Троицкая родительская суббота — в этот день (в субботу перед днем Святой Троицы) Церковь призывает нас совершать поминовение усопших, чтобы благодать Святого Духа очистила грехи всех от века усопших праотцев, отцов и братий наших и, ходатайствуя о собрании всех в Царство Христово, молясь об искуплении живых, просит «упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже (тем более не) сущии во аде исповедания дерзнут принести Тебе: но мы, живые, благословим Тя и молим, и очистительные молитвы и жертвы приносим Тебе о душах наших».

Дмитриевская родительская суббота — в этот день совершается поминовение всех православных убиенных воинов. Оно установлено святым благоверным князем Димитрием Донским по внушению и благословению преподобного Сергия Радонежского в 1380 году, когда он одержал славную, знаменитую победу над татарами на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского, 26 октября/8 ноября по новому стилю. Впоследствии в эту субботу православные христиане стали творить поминовение не только воинов, за веру и отечество положивших свою жизнь на поле брани, но вместе с ними и за всех православных христиан.

Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 26 апреля/9 мая по новому стилю, в праздник победы в Великой Отечественной войне. Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин.

Дни поминовения располагают к воспоминаниям об ушедшем, усиленным молитвам о нем и добрым делам в его память.


Правила подачи записок «О упокоении» такие же, как и записок «О здравии».

«На ектении же больше поминаются новопреставленные или значительные строители обители, и то не более одного или двух имен. Но проскомидия — самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в Кровь Христову и очищаются грехи сею великою Жертвою; а когда случается память кого из родных, то можешь подать записку и помянуть на ектении», — писал в одном из писем преподобный Макарий Оптинский.