Как совершается в церкви поминовение живых и усопших на проскомидии

Как же совершается в храме возношение Жертвы по нашим запискам? Проскомидия — это часть литургии, на которой приготовляют хлеб и вино для Таинства Евхаристии. В переводе с греческого это слово означает «принесение» — древние христиане сами приносили в храм хлеб, вино, необходимые для совершения литургии. Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, — так же, как неведомо для мира произошло рождение Спасителя. 

Для проскомидии употребляется пять особых просфор. Из первой просфоры после особых молитв священник вырезает середину — ей дано название Агнец. Эта просфора, «агничная», полагается на дискос, круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель. Агничная просфора и служит для Причащения. 

Из второй просфоры, «богородичной», священник вынимает часть в честь Божией Матери. Эта частица укладывается на дискосе по левую сторону от Агнца. 

Из третьей просфоры, «девятичинной», вынимаются девять частиц — в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, Иоакима и Анны и того святого, имени которого совершается литургия. 

Эти вынутые частицы полагаются по правую сторону от Агнца, по три частицы в ряд. После этого священнослужитель из четвертой просфоры вынимает частицы о живых — о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах. 

Из пятой просфоры вынимают частицы об усопших — Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках. На дискос укладываются и эти вынутые частицы — сначала за живых, ниже — за усопших. 

Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими. В это время и читаются поминания — записки, книжки помянники, которые мы подаем на проскомидию. При чтении имен священнослужитель вынимает частицы просфор, говоря: «Помяни, Господи...» (указываются написанные имена). Вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор. Это — первое, невидимое молящимися поминовение тех, чьи имена написаны в поданных нами записках. Частицы, лежащие на дискосе, символизируют всю Церковь Христову. «На проскомидии образно представляется собранной около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная... 

Какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии: помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех возлюби, как членов Господа и своих членов, — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский о частицах, вынутых из просфор и возложенных на дискос. — В какой близости друг к другу находятся и небожители и землежители, и Божия Матерь и все святые, и все мы, православные христиане, когда совершается Божественная, всемирная, пренебесная, всеобщительная литургия! Боже мой! Какое прерадостное, животворное общение!» 

От греха можно очиститься только покаянием, исправлением жизни, милостью, добрыми делами. Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в Тело Господне, при извлечении их не бывает воспоминание Христовых страданий.

Для чего же они приносятся?

Для того, чтобы те, чьи имена написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на престоле очистительной жертвы. Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле Пречистого Тела Господня, будучи внесена в Потир, напоена Божественной Кровью, вся исполняется святыни и духовных дарований, что передается тому, за кого она возносится. После того как все причастники приобщатся Святых Таин, диакон влагает в Потир возлежащие на дискосе частицы о святых, о живых и усопших. Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом возрадовались на небесах, живые же и усопшие, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой Кровью Сына Божия, получили оставление грехов и жизнь вечную. Об этом говорят и слова, произносимые священником: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною».

Вот почему так необходимо поминовение живых и усопших именно в церкви, на литургии, ведь именно здесь происходит очищение Кровию Христовой совершаемых нами ежедневно грехов. Жертва, принесенная Господом нашим Иисусом Христом на Голгофе и ежедневно во время литургии приносимая на святом престоле, подобно огню, может попалить в человеке все его прегрешения. Сорокоуст совершается Церковью в течение сорока дней. В течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры. 

«Сорокоусты, — пишет св. Симеон Солунский (XV в.), — совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения, и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (то есть навстречу) Судии, был восхищен на облацех и так был всегда с Господом». Сорокоусты заказываются не только о упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных. Молебен — это особое богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются перед литургией и после нее, а также после утрени и вечерни. 

Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения, при стихийных бедствиях, в нашествии иноплеменников, при эпидемиях, в бездождие и т.д.

Другие молебны принадлежат к частному богослужению и совершаются по просьбам и нуждам верующих.