Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Благовествую вам, братия, говорит апостол Павел в нынешнем отрывке из своего послания (Гал. 1:11-19), что я научился и проповедовал не от человек, но от Самого Господа Иисуса Христа, через Его Откровение. Вот очень ясное и сильное свидетельство апостола Павла, что он не от себя проповедовал, что он не еще один учитель, создавший школу наподобие многочисленных философских школ того времени. Апостол утверждает, что возвещает не свое учение, а учение Господа Иисуса Христа, что он лишь благовествует людям Божественное слово.
А что это означает для нас? Это означает, что Евангелие, апостольские послания — это не слова человеческие, не человеческая мудрость, не человеческий опыт в изложении выдающихся людей. Эти тексты отличаются от всего, что было создано людьми, потому что их автором является Сам Господь, Духом Святым вразумлявший святых апостолов и наставлявших их на всякую правду. И потому в слове Божием нет ни тени неправды или человеческого вымысла; все, что мы читаем и слышим во время богослужения, есть то, что Сам Бог говорит нам.
Где же еще мы можем узнать мысли Божии? Где еще мы можем услышать Божественные слова? Только тогда, когда мы открываем Священное Писание, но особенно когда мы читаем слово Божие в храме. Поэтому чтение Божественного Писания за богослужением есть важнейшая, неотъемлемая часть всего литургического предания Церкви, ведущая свое начало от святых апостолов.
Когда мы научаемся словам Писания, мы должны помнить, опираясь и на услышанный сегодня текст, что эти слова не от человеков и не от человеков был научен апостол, но от Самого Господа и Спасителя. Помня, что это слова принадлежат Богу, мы должны не только внимательно слушать их в храме и с разумением читать дома, но должны слагать их в своем сердце. Эти слова должны формировать наши мысли, формировать наше мировоззрение. Все другие учения, которые претендуют на то, чтобы формировать мировоззрение, основаны на человеческой мудрости, которая сегодня одна, а завтра другая, сегодня одни идеалы, а завтра другие, — все это человеческая правда. Но у нас с вами, верующих людей, есть удивительная возможность знать Божию правду.
Конечно, можно слышать и знать правду Божию, но забывать ее или, даже не забывая, не следовать в своей жизни. Но как же мы ошибаемся, если владеем Божией правдой, которая ни с чем не может сравниться, а живем так, будто этой правды не знаем! Наш долг — усваивать слово Божие, стараться запомнить его, провести через свое сознание, сделать основой нашего мировоззрения, основой того, через что мы воспринимаем и оцениваем окружающий мир, то есть абсолютным критерием истины.
Если бы действительно было так среди христиан! Если бы слово было в нас живо и действенно, как говорит апостол (Евр. 4:12), то, конечно, и жизнь христиан, а через них и всего рода человеческого, была иной. Может, не в полной мере соответствующей заповедям, которые мы находим в слове Божием, но, по крайней мере, гораздо светлее, чище. А если говорить о том, что сегодня происходит в мире, то более безопасной, спокойной, потому что межличностные и межгосударственные отношения могли бы строиться на доверии между людьми.
Но как далека от всего этого реальность сегодняшнего дня! Политика формируется там, где как бы сосредоточен сгусток человеческой энергии, человеческих знаний, человеческой воли; и как часто мы сталкиваемся с политикой, приводящей к разрушению, войнам, конфликтам! А ведь за всем этим стоят умные люди. Поэтому, наблюдая происходящее вокруг нас, мы должны еще и еще раз проникнуться пониманием того, что истина там, где Бог. Вот где нет ошибки, нет никакого умопомрачения, потому что воля Божия — благая и совершенная (см. Рим. 12:2). И наша задача заключается не только в том, чтобы знать слово Божие и Божественную волю о нас, но и в том, чтобы уметь применять эти знания в своей жизни, отсекая от наших мыслей, от нашего поведения, от нашего мировосприятия все то, что воле Божией противно и воле Божией не соответствует. Если бы действительно было так, если бы множество номинальных христиан, которые только называют себя христианами, но живут так, будто и слово Божие не существует, жили в соответствии с Божественным словом, то мир был бы другим.
Сегодня, когда международная обстановка становится очень напряженной, когда нас достигают слухи о военных приготовлениях, когда многие люди реально обеспокоены, — как мы должны реагировать на все это? Конечно, в первую очередь просить Господа, чтобы никаких войн не было, а там, где войны уже идут, люди нашли основу для примирения и наступил прочный мир. А каждый из нас, кто не может реально влиять на политические процессы, должен укрепляться словом Божиим и своей верой, чтобы от нас не исходило никакое зло, потому что, в конце концов, зло обретает необратимую силу тогда, когда его поддерживают огромное количество людей. Но мы, православные христиане, всегда должны быть на стороне правды Божественной, а значит, бороться со всяким злом.
Вера православная, вера христианская, дает духовную силу, но дает и разумение; вера несет в себе критерий, мерило правды Божественной. И как важно, чтобы эта вера актуализировалась в сознании всех нас — и великих людей, и обладающих властью, и простых! По всей вероятности, мы входим в такую историческую эпоху, когда от нашей способности жить по вере зависит само существование человеческой цивилизации, рода человеческого. Дай Бог, чтобы как можно большее количество людей, особенно называющих себя христианами, осознали эту непререкаемую истину, которую мы сегодня слышали, что вера — не от человеков, а от Самого Господа и Спасителя, воплотившегося Бога нашего.
Да поможет всем нам Господь возрастать в вере, укрепляться духовно, возрастать в мудрости, уметь отделять ложь от правды, уметь отличать добро от зла и своей жизнью, своими мыслями, своими молитвами умножать в мире сем добро, правду и справедливость! И да поможет нам Господь быть верными Ему и в личной жизни, и в наших отношениях с другими, но, если говорить в более широких масштабах, то и в жизни общества, в жизни народов. Дай Бог, чтобы Божественная правда жила и действовала, преобразуя нашу жизнь к лучшему.