Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня в Арзамасе, городе, где родился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий, в год 150-летия со дня его рождения, мы совершили торжественное богослужение. Я радовался всему тому, что мог видеть и чувствовать в этом месте и в этом храме. Благочестивый народ, множество духовенства, братья-архипастыри со всего Приволжского округа, высокие представители государственной власти — все вместе молились и вспоминали Святейшего Патриарха Сергия, выдающегося иерарха нашей Церкви.
Патриарх прожил очень трудную жизнь. Не только потому, что много физических тягот выпало на его долю, но и потому, что он жил в эпоху, когда тяжелейшие испытания обрушились на всю Русскую Православную Церковь, и он, став во главе Церкви, должен был забыть о самом себе, о земном благополучии, о собственной безопасности и даже о своем добром имени — только чтобы Церковь Русская продолжила свое историческое бытие, чтобы она не была исторгнута злой человеческой волей из жизни народа, чтобы не пресеклось на земле нашей христианское благовестие.
По случайному стечению обстоятельств на сегодняшний день выпало замечательное апостольское чтение — отрывок из Первого послания апостола Павла к Коринфянам (1 Кор. 4:9-16), где он говорит: «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим». А затем страшные слова: «Мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне». Откуда такие мысли? Из той реальной жизни, которой жил святой апостол Павел. Он говорил о себе, он говорил о других апостолах, он говорил о первых христианах. И тогда их злословили, гнали, хулили. И тогда христиане воспринимались как сор, который нужно вымести из дома как нечто абсолютно ненужное для жизни могущественного римского государства. Но скорби и страдания, которые приняли на себя апостолы, не помешали им и их преемникам проповедовать Христа по всей вселенной. Церковь не только укрепилась, к ней не только присоединилось множество людей, но силой Евангельского послания Церковь изменила мир. Совершенно неслучайно наше летоисчисление идет от Рождения Господа Иисуса Христа, потому что Его приход в мир — это рубеж, за которым наступила новая эра, когда христианство победило языческую мглу. И Церковь Христова, несмотря на многочисленные скорби и страдания, которые выпали на ее историческом пути, продолжает свое свидетельство людям XXI века — на протяжении вот уже двух тысяч лет со дня пришествия Господа и Спасителя.
Слова, которые апостол произнес о себе, о своих близких, о тех, кто разделял с ним апостольское служение, хорошо применимы и к жизненному подвигу Святейшего Патриарха Сергия. Когда его гнали, он терпел. Когда его хулили, он молился. Он сознавал, вместе со своими братьями-архиереями, с духовенством, томившимся в тюрьмах и лагерях, что Церковь — как сор для власти, возмечтавшей построить для народа счастливую жизнь без Бога. Он понимал, что для очень многих Церковь — это прах, в том смысле, что всякое гонение на Церковь поддерживалось государственной властью, так что можно было сделать карьеру и многого добиться, если встать на сторону гонителей и втаптывать в прах святое имя Христово.
Мы знаем, что Святейший Сергий, став заместителем Патриаршего Местоблюстителя, проявлял верность по отношению к самому Местоблюстителю митрополиту Петру, который в то время томился в застенках, откуда так и не вышел — он погиб в заключении. Будучи приверженцем строгого канонического порядка, митрополит Сергий сохранял за собой титул заместителя Местоблюстителя и оберегал его статус. И когда один из очень достойных архиереев, находившихся в списке возможных преемников Патриарха Тихона, возжелал стать Местоблюстителем, Блаженнейший Сергий воспрепятствовал тому, сказав: покуда жив законный Местоблюститель митрополит Петр, хоть и томящийся в неволе, до тех пор он будет блюсти его престол.
Многие в то время не могли понять действий Блаженнейшего Сергия. Никому не было дано прозреть так, как ему, всю глубину трагедии, постигшей Церковь и страну. Речь шла не о том, чтобы Церковь стала легальной, чтобы ее признали как существующее явление, чтобы ей дали возможность нести свое служение по церковным канонам. Речь шла о том, быть или не быть вере Христовой на Русской земле, на земле святого апостола Андрея, князей Владимира, Александра Невского, Дмитрия Донского, преподобного Сергия Радонежского — той самой земле, которая стала великой именно потому, что хранила веру православную. И вот ради того, чтобы сохранить Церковь, спасти ее, уберечь само апостольское преемство, чтобы можно было хоть в тюрьмах, лагерях тайно рукополагать священников и постригать монахов, — ради всего этого Блаженнейший митрополит Сергий пошел на то, чтобы многие хулили его имя, причиняя сердечную боль не меньшую, чем те, кто его физически гнал; но, по слову апостола, гонения он терпел, а за хулителей молился.
Невозможно измерить весь масштаб личности Святейшего Патриарха Сергия. Он не дал безбожной власти повода уничтожить Церковь и стереть с лица земли, ссылаясь на политические причины. И хотя в 30-е годы начались страшные гонения, связанные с закрытием большинства остававшихся в то время храмов, с уничтожением практически всего епископата и духовенства, тем не менее, ядро Церкви сохранялось. Во время войны власть осознала невозможность сопротивляться внешнему врагу без того, чтобы возбудить в людях подлинные патриотические чувства, обратиться к духовным истокам нашего национального бытия, но до тех пор Блаженнейший Сергий нес на себе крест — крест страданий и духовных мук, которые поражали его сердце как стрелы, выпускаемые не только врагами, но и друзьями, и ближними, с которыми он был лишен возможности даже поговорить по душам.
Действительно, в середине Великой Отечественной войны произошел исторический перелом в отношении безбожной власти к Церкви, — мы не будет сейчас входить в рассмотрение причин, но сам факт всем известен. Стали открываться храмы, возвращаться из тюрем и лагерей архиереи, священники, а в послевоенное время наступило небольшое затишье, которое дало возможность людям вновь посещать храмы Божии, крестить детей, молиться, принимать таинства, исповедовать свои грехи. Этой непродолжительной передышки хватило, чтобы мы дотянули до 90-х годов, когда положение Церкви в нашей стране изменилось. Мы были очень ослаблены. Мы были всеми критикуемы — и своими, и внешними. Никто не считал возможным возрождение Русской Церкви, особенно те, кто в начале 90-х вошел в нашу страну как некие крестоносцы, желая искоренить остатки православной веры и обратить наших людей в веру иную. Но они ошиблись, потому что смиренное служение Церкви, которое стало возможным благодаря жизненному подвигу Святейшего Сергия, привело к тому, что появилось новое поколение епископата, духовенства, способное защищать Церковь и укреплять веру Христову. Ничего бы этого не было, не было бы служителей моего и следующего поколений, если бы Патриарх Сергий, поступившись своим авторитетом, не сделал того, что сделал, остановив руку гонителей.
Вокруг таких личностей, как Патриарх Сергий, никогда не перестанут спорить и что-то доказывать, потому что подобные споры всегда имеют идеологические оттенки. Уничижающие Патриарха Сергия стремятся не явить полную историческую правду, а бросить тень на его последователей, на всю Русскую Православную Церковь. С другой стороны, все те, кто защищал Патриарха Сергия в самые трудные годы, жизнью своей засвидетельствовали верность Христу и Русской Православной Церкви. И сегодня, когда мы празднуем 150-летие со дня рождения великого Патриарха, подвижника, мыслителя, богослова, исповедника, мы благодарим Господа за то, что в тяжелейшие годы нашей национальной истории Он даровал нам такого духовного вождя. Верим, что Святейший Сергий и ныне молится Господу о своем земном Отечестве, которое он любил, о Церкви, которой он отдал свою жизнь, о вере православной, без которой ни Церкви, ни Отечества нашего быть не может. Его молитвами и светлой о нем памятью да хранит Господь землю Русскую. Аминь.
14 августа 2017