Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы отмечаем особый день — воскресенье, в которое вспоминаем о Страшном Суде и, читая Евангельское повествование (Мф. 25:31-46), задумываемся об этом финальном аккорде человеческой истории, который, несомненно, прозвучит для каждого из нас.
Тема суда очень важная. Человеческий суд был организован для того, чтобы защитить справедливость. Единственная причина иметь суд — это добиваться справедливости тогда, когда своими силами добиться ее невозможно.
Слово «справедливость» имеет тот же корень, что и слово «правда». А правда — это не просто истина. Правда — это истина непререкаемая, та, что не может иметь своим источником человеческую мудрость. Правда — это то, что происходит от Бога, а в человеческом общежитии правда непосредственно связана с нравственным чувством. Нравственность же есть следствие присутствия Бога в человеческой жизни, потому что никакими законами общественного развития, как то пытались делать в сравнительно недавнем прошлом, происхождение нравственности невозможно объяснить. Глубоко ошибаются те, кто связывает нравственность с теми или иными человеческими взглядами, убеждениями, идеологией, культурными штампами и так далее. Подлинной правдой является лишь то, что проистекает от Бога — Источника правды.
Так вот, для того чтобы суд мог творить правду, мало, чтобы были хорошо образованными юристы, защищающие или обвиняющие подсудимого. Мало, чтобы были честные опытные судьи, способные объективно применить закон к рассмотрению того или иного дела. Очень важно, чтобы суд являл правду по-настоящему, а для этого требуется несколько условий. И в первую очередь нужно, чтобы правда, которую защищает суд, была подлинной правдой, а не ложью, которая рядится в одежды правды.
И вот что еще очень важно. Поелику правда — это нравственная категория, как важно, чтобы те, кто творит суд, были людьми высоконравственными, которые подчиняли бы себя не только закону, но и совести, и Божией правде. И если все это будет осуществляться в человеческом судопроизводстве, то суды будут непременно справедливыми и авторитетными, по-настоящему нужными для людей, по многим причинам и обстоятельствам неспособных без посторонней помощи обрести правду и разрешить спорные вопросы.
Суд оправдывает свое существование лишь тогда, когда он справедлив, когда он являет правду, когда он применяет законы, отображающие правду Божию, когда суд вершат люди, своею совестью свободные от неправды и подчиняющиеся в первую очередь Божиему нравственному закону, а затем и всем государственным законам, которые так или иначе проистекают из нравственного начала. Суд является очень важной институцией в человеческом обществе. И как же велика ответственность тех, кто совершает суд! Эти люди не только должны работать постоянно над собой в плане повышения своих юридических знаний, необходимых для совершения суда в соответствии с законом, но и постоянно работать над своим нравственным и духовным состоянием, чтобы не было мучительных угрызений совести за несправедливо вынесенный приговор. Человек, становясь судьей, принимает на себя огромную ответственность пред Богом и пред людьми, — вот почему требуется особая духовная подготовка для тех, кто принимает на себя эту ответственность.
Но сегодня мы говорим о последнем, Божественном Суде. Этому суду будут подвергнуты все — и мирские судьи, и правители, и не только те, кто творит суд над другими, но и каждый из нас. Каждый предстанет пред Богом, каждый даст ответ за свои мысли, за свои слова, за свои поступки. И память о великом, страшном и справедливом Божественном суде должна помогать каждому из нас корректировать свою жизненную траекторию, уклоняться от зла, творить благо, чураться всякой неправды, стремиться жить по Божественному закону, памятуя о том, что ни одно деяние, как доброе, так и злое, не будет сокрыто от Господа. За все, что мы говорим, делаем и даже думаем, на Божием Страшном суде дадим Ему, нелицеприятному Судие, окончательный ответ.
Все то время, которое отделяет нас от этого Суда, дано нам для того, чтобы мы исправили свои жизненные пути, чтобы мы были способны приносить пред лицом Божиим покаяние в наших дурных мыслях, плохих поступках. А чтобы покаяние это было принято Господом, оно должно быть искренним и сердечным.
Ко всему этому призывает нас сегодняшний воскресный день, предваряющий последнюю седмицу пред Великим постом, каждый день которой надлежит посвятить размышлениям о том, что и как мы должны совершить в течение Святой Четыредесятницы, с тем чтобы достойно и праведно встретить Светлое Христово Воскресение. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси