Объяснение богослужения Навечерия Рождества Христова

Объяснение богослужения Навечерия Рождества Христова Канун праздника Рождества Христова – 24 декабря / 6 января – называется Навечерием праздника. Обычай совершать Навечерие перед праздником Рождества Христова, несомненно, древний. Это видно из того, что уже в IV веке было определено, как праздновать Навечерие, если оно случится в день воскресный (Феофил Александрийский, прав. 1). Если Навечерие случится в седмичный день, кроме субботы и воскресения, то в этот день утром совершаются Великие (или Царские) часы и затем вечерня с литургией святого Василия Великого.
В этом году Рождество Христово приходится на воскресный день, поэтому Царские часы совершают в пятницу, 5 января. 


Царские часы:

На 1-м часе: во псалмах 44 и 45 вещаются пророчества о Божестве и вечном царстве Спасителя, Который «красен добротою паче сынов человеческих», Который есть сильный и вечный Царь правды, Господь, и Сей «Господь сил с нами, Заступник наш Бог Иаковль»; в паремии 1-го часа содержится пророчество Михея о Вифлееме, как о месте рождения вечного Царя правды и мира; в Апостоле говорится о несравненном величии и превосходстве Сына Божия пред Ангелами; Евангелие повествует о зачатии и рождении Иисуса Христа от Духа Свята и Марии Девы. На 3-м часе: во псалмах 66 и 86 содержится пророчественная песнь Давида о грядущем спасении всех народов и служении Богу истинному и о будущей славе Сиона; в паремии словами пророка Иеремии (см. 28 сент.) вещается, что Спаситель есть «Бог наш», Который «на земли явися и с человеки поживе»; Апостол вещает об усыновлении нашем Богу «верою о Христе Иисусе»; Евангелие благовествует о путешествии Иосифа и Марии, по случаю народной переписи, из Назарета в Вифлеем и о преестественном здесь рождении Спасителя. На 6-м часе: псалмы 71 и 131 содержат пророчества о принесении даров и поклонении народов Спасителю, как Богу; в паремии возвещается пророчество Исаии о Пречистой Деве, Матери Еммануила; в Апостоле содержится прославление Божественной вечной славы Спасителя, как Сына Божия; Евангелие благовествует о поклонении волхвов новорожденному Царю Иудейскому. На 9-м часе: во псалмах 109, 110 и 85 возвещается пророчество Давида о Божестве, вечном священстве и царстве Иисуса Христа; в паремии читается пророчество Исаии также о Божестве, вечном царстве и пророческом и священническом служении Спасителя; в Апостоле читается об истинном вочеловечении Спасителя, а в Евангелии – об удалении в Египет и о возвращении в Назарет Иосифа и Девы Марии с Иисусом Христом.



На вечерне читается 8 паремий. 1-я повествует о сотворении мира и тем внушает нам, что новорожденный Царь Иудейский Иисус Христос есть Тот, «Им же вся быша»; 2-я возвещает пророчество Валаама о славе и могуществе царства Христова; 3-я содержит пророчество Михея, что Христос «воцарится в горе Сионстей отныне и до века, изыдет из Вифлеема, еже быти в князя во Израили, исходи же Его из начала от дней века». После этих паремий открываются царские врата, и чтец возглашает тропарь: «Тайно родился еси в вертепе, но небо Тя проповеда, якоже уста, звезду предлагая Спасе, и волхвы Ти приведе верою покланяющияся Тебе: с ними же помилуй нас»; потом чтец произносит особые стихи из Священного Писания, а певцы поют конечные слова тропаря («и волхвы Ти приведе...»); по возглашении чтецом: «И ныне» и пении певцами конца тропаря «глаголет чтец весь тропарь, и поет сам конец его». 4-я паремия вещает словами пророка Исаии о благодатном мире в царстве Христовом, в котором «пастися будут вкупе волк со агнцем, и рысь почиет с козлищем»; 5-я – та же, что на 3-м часе; 6-я содержит пророческое видение Даниила о царстве Христовом, которое «во веки не истлеет». После этой 6-й паремии чтец (при открытых царских вратах) возглашает тропарь «Возсиял еси Христе от Девы, разумное Солнце правды, и звезда Тя показа в вертепе вмещающася Невместимого; волхвы наставил еси на поклонение Твое, с нимиже Тя величаем: Жизнодавче, слава Тебе»; затем следует в том же порядке, как и после 3-й паремии, произнесение особых стихов из Священного Писания и пение конечных слов этого тропаря («волхвы наставил еси..»). 7-я паремия – та же, что на 9-м, и 8-я – та же, что на 6-м часах.
4 Января 2018