Настоятельницы

Cхимонахиня София (Болотова, 1845-1888)
Cхимонахиня София (Болотова, 1845-1888) Первой настоятельницей нашего монастыря со времени его основания преподобным старцем Оптинским Амвросием была его духовная дочь схимонахиня София. Она происходила из древнего благочестивого дворянского рода. Еще до открытия обители много сил и времени отдавала ее устройству. В день открытия обители 1/14 октября 1884 года была назначена ее настоятельницей. Входя во все тонкости монастырского хозяйства, она заботилась и о духовном воспитании сестер, ведя их по пути спасения в Господе нашем Иисусе Христе. Старалась утвердить их в истинно святоотеческом понимании монашества как подвига любви к Богу и людям, подвига смирения и покаянной молитвы. Любя всем сердцем Старца и будучи глубоко преданной и послушной ему, она своим примером воспитывала и вразумляла сестер. На устроение обители матушка София использовала все свои личные средства, и обители завещала все свое состояние. Но самое главное то, что матушка София под водительством старца Амвросия в основание нашей обители заложила личный подвиг послушания, смирения и любви.
Схиигумения Евфросиния (Розова, 1830-1904)
Схиигумения Евфросиния (Розова, 1830-1904) Второй настоятельницей после преставления в 1888 году матушки Софии стала матушка Евфросиния. Она происходила из небогатой семьи помещиков Калужской губернии. С семнадцати лет, имея непреодолимое желание поступить в монастырь, в ноябре 1853 года вместе с старшим братом приехала в Оптину Пустынь. Придя к старцу Макарию, ее брат просил благословения на войну, а она – на поступление в монастырь. Старец, указывая на нее и благословляя, сказал: «Ее война – тяжелее!». Прожив в Белевском монастыре 35 лет, она, не сомневаясь, перешла в новую обитель, чтобы понести тяжелый труд настоятельства и, имея многолетний духовный опыт, наставлять других. Она также была преданной духовной дочерью батюшки Амвросия и глубоко чтила память матушки Софии, чем снискала к себе любовь сестер. Матушка Евфросиния незадолго до кончины старца Амвросия потеряла зрение и просила его разрешить подать прошение о почислении ее на покой. Но, не получив благословения старца,  покорно продолжала нести свой настоятельский крест.
Схиигумения Екатерина (Самбикина, 1842-1911)
Схиигумения Екатерина (Самбикина, 1842-1911) После матушки Евфросинии с благословения старца Иосифа настоятельницей была назначена монахиня Екатерина. Происходившая из дворянского рода, она еще при жизни матушки Софии поступила в Шамординскую общину в возрасте сорока двух лет. Матушка Екатерина была преданной духовной дочерью преподобного Амвросия. Пройдя двадцатилетний путь монашеской жизни, она стала достойной преемницей своих наставниц – матушки Софии и матушки Евфросинии. Под молитвенным покровом почивших старцев и настоятельниц, под мудрым руководством старца Иосифа и матушки Екатерины и неутомимых трудах благотворителей супругов Перловых, не жалеющих своих сил и средств на устроение, она продолжала расти и благоустраиваться: над кельями батюшки Амвросия был выстроен каменный футляр, заложена колокольня, выстроена усыпальница для настоятельниц.
Схиигумения Валентина (Розанцева, 1864-1919)
Схиигумения Валентина (Розанцева, 1864-1919) Монахиня Валентина – последняя настоятельница обители перед октябрьским переворотом. Ее назначил сам старец Иосиф за два месяца до своей кончины, уединившись в своей келье для молитвы и затем передав сестрам имя новой настоятельницы в запечатанном конверте. Матушка Валентина была возведена в сан игумении в том же 1911 году. Сестры очень любили ее, находя, что «по своему устроению она походила на древних старцев». Матушке Валентине Промыслом Божиим выпал жребий быть настоятельницей в трагическое время, последовавшее за октябрьским  переворотом 1917 года. Все свои силы она положила на сохранение обители от разгрома и хищения новой власти. Когда врачи обнаружили у нее рак, и стало ясно, что матушка смертельно больна, старец Анатолий (Потапов) тайно постриг ее в схиму, и она смиренно начала готовиться к отшествию ко Господу. 12 сентября 1918 года последняя Игумения старого Шамордина мирно почила.
Игумения Никона (Перетягина, 1941-2012)
Игумения Никона (Перетягина, 1941-2012) Двадцать два года  назад 27 мая 1990 Матушка игумения приняла на себя настоятельский крест, который неустанно несла, являясь бессменной игуменией Шамординской обители.  Все начиналось с маленькой общины, выросшей за прошедшие годы в большой монастырь. 27 мая 1990 года было совершено торжественное освящение первого небольшого храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и посвящение Матушки Никоны в сан игумении. За двадцать два года были восстановлены и освящены еще два храма, отремонтированы сестринские корпуса и монастырская трапезная, созданы хозяйственные службы, больница, богадельня, всевозможные рукодельные мастерские. Матушка игумения стояла в твердом убеждении, что благоустройство монастыря и доведение внешнего уклада до возможного совершенства – все это дела хоть и тяжелые, но, с Божьей помощью, выполнимые. Гораздо труднее и медленнее совершается тайное и невидимое миру делание – построение иноком храма своей души. К этому она неустанно призывала своих духовных чад, об этом молилась.
Игумения Сергия (Щербакова)
Игумения Сергия (Щербакова) Действующей настоятельницей Казанской Амвросиевской женской пустыни по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и решению Священного Синода от 30 мая 2014 года является игумения Сергия (в миру Екатерина Леонидовна Щербакова). 6 июля 2014 года, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, в московском Новодевичьем женском монастыре состоялось посвящение монахини Сергии в сан игумении, совершенное Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Матушка Сергия поступила в обитель преподобного Амвросия 4 декабря 1990 года – на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Ее жизнь коренным образом изменила поездка в Оптину пустынь, совершенная вместе со школьной подругой летом 1991 года. Тогда они одновременно почувствовали в сердце зов Божий на путь иночества и поступили в Шамординскую обитель, открывшуюся в 1990 году.