10 марта. Воскресенье

Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Глас 8-й.
Свт. Тарасия, архиеп. Константинопольского (806).
Сщмч. Александра Виноградова пресвитера, прмц. Мстиславы Фокиной (1938); сщмч. Николая Троицкого пресвитера (1945).

Утр. – Ев. 8-е, Ин., 64 зач.,XX, 11–18.
Лит. – Рим., 112 зач.,XIII, 11 – XIV, 4. Мф., 17 зач.,VI, 14–21.

Сыропустная неделя

Изгнание из раяСыропу́стная Неде́ля – последнее воскресенье перед Великим Постом, этим днем заканчивается сырная седмица. Всего Церковью установлены три подготовительных седмицы и четыре подготовительных недели (воскресенья) к Великому Посту.  Сыропустная неделя – последний день употребления в пищу молочных продуктов (в том числе сыра). Мясную пищу прекращают вкушать в предыдущий понедельник (после Недели о Страшном суде (мясопустной).

Термин «…пуст» синонимичен «заговенью», то есть это «прощание» с чем-то. В Неделю (воскресенье) мясопустную мы последний раз едим мясо и прощаемся с ним, а затем начинается Седмица сырная, само название предписывает есть сыр. Но прощаемся мы с сыром не в субботу (календарное окончание церковной недели), а в первый день уже следующей недели (как и с мясом) — Недели (воскресенья) сыропустной — последний раз едим сыр и «отпускаем» его. А на другой день — понедельник — строгий пост — начинается первая седмица Великого Поста.

В это воскресенье воспоминается изгнание Адама из рая (см. Быт. 3:24).

Сыропустная неделя также называется «Прощенным воскресеньем», т. к. в этот день по традиции принято просить друг у друга прощение перед вступлением в Пост.

Житие святителя Тарасия, архиепископа Константинопольского