Понятие «паломничество» первоначально было связано со Святой Землей и означало посещение Иерусалима. Однако постепенно слово стало употребляться в более широком смысле и означать посещение любого святого места с целью поклонения святыням. Веками именно паломничество к святым местам считалось самым главным походом в жизни человека; центром своей жизни христианин считал Бога, и поэтому основной целью путешествия было послужить Господу, потрудиться во славу Божию. Верующие люди всегда видели в паломничестве особое, святое делание, полезное и спасительное для души.
От туриста паломника отличает определенный настрой, определенная подготовка. Он берет благословение у своего духовника, готовится к исповеди, к причастию, начинает усерднее молиться. Любая экскурсия во время путешествия, рассказ сопровождающего – все это лишь введение, подготовка к самому главному – к религиозному поклонению святыне. Осмотр исторических достопримечательностей в храме или монастыре, воспоминания о жизни святых формируют у паломника определенный духовный настрой. Главное для него: участие в богослужении, молитва, лобызание святыни.
Паломничество всегда считалось не только духовным, но и физическим подвигом. Вот почему на поклонение часто шли пешком, отказываясь от имеющихся средств передвижения. Люди специально готовились к этому подвижничеству, особо постились, усиливали молитвы, всем сердцем стремясь к покаянию и изменению своей жизни. И по возвращении старались как можно дольше беречь благодатные дары, обретенные в паломничестве.
На основе статей митрополита Рязанского и Михайловского Марка "Паломничество и туризм" и "Понятие и сущность паломничества. Отношение к паломничеству в мировых религиях"