11 февраля. Воскресенье

Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Глас 3-й.
Перенесение мощей сщмч. Игнатия Богоносца (107).
Свт. Лаврентия, затворника Печерского, еп. Туровского, в Ближних пещерах (1194). Свтт. Герасима (1441–1467), Питирима (1455), Ионы (1470), епископов Великопермских, Устьвымских. Собор Коми святых. Мчч. Романа, Иакова, Филофея, Иперихия, Авива, Иулиана и Паригория (297). Мчч. Сильвана епископа, Луки диакона и Мокия чтеца (312). Собор Екатеринбургских святых. Собор святых Пермской митрополии (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 января)1.
Сщмчч. Иоанна Гранитова и Леонтия Клименко пресвитеров, Константина Зверева диакона и с ними 5-ти мучеников (1920).

Утр. – Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9–20. Лит. – 1 Кор., 140 зач., VIII, 8 – IX, 2. Мф., 106 зач., XXV, 31–46.

Перенесение мощей сщмч. Игнатия Богоносца.

2.1.-Ignatii---Bogonosets-1.jpgПосле того как святой священномученик Игнатий, по повелению императора Траяна (98–117), был в Риме брошен на растерзание зверям и скончался в 107 году, христиане собрали его кости и хранили в Риме. В 108 году их перенесли в предместье города Антиохии. Второе перенесение – в самый город Антиохию – совершено было в 438 году. После взятия города Антиохии персами мощи священномученика были возвращены в Рим и положены в храме в честь святого священномученика папы Климента в 540 году (по другим источникам, в 637 году). Священномученик Игнатий ввел в церковное Богослужение антифонное пение. Он оставил семь архипастырских посланий, в которых наставлял в вере, любви и добрых делах, призывал хранить единство веры и остерегаться еретиков, завещал повиноваться епископам и чтить их, «смотря на епископа как на Самого Христа».

«Внимайте епископу, дабы и Бог внимал вам... Крещение пусть остается с вами, как щит; вера – как шлем; любовь – как копье; терпение – как полное вооружение». 

Левый придел главного храма Шамординской обители – Казанского собора - освящен в честь священномучеников Игнатия Богоносца и Поликарпа Смирнского.


О Неделе мясопустной

nedelya_o_strashnom_sude.jpgМясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых (Мф. 25, 31 – 46). Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие. Церковь в стихирах и тропарях службы этой Недели изображает следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет пред нелицеприятным Судом Божиим.

Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а Суд его – праведным и неподкупным испытанием (неумытное истязание, неумытный суд). И закоренелые, и беспечно полагающиеся на милосердие Божие грешники должны поэтому помнить о духовной ответственности за свое нравственное состояние, а Церковь всем своим богослужением этой Недели стремится привести их к осознанию своей греховности.

На какие же дела покаяния и исправления жизни особенно обращается внимание? Прежде всего и главным образом, на деяния любви и милосердия, ибо Господь произнесет Суд Свой преимущественно по делам милосердия, и притом возможным для всех, не упоминая о других добродетелях, не одинаково доступных для каждого. Никто из людей не вправе сказать, что он не мог помочь алчущему, напоить жаждущего, посетить больного. Вещественные дела милости ценность свою имеют тогда, когда они будут проявлением владеющей сердцем любви и соединены с духовными делами милости, которыми и тело, и душа ближних облегчаются.

Житие преподобного отца нашего Лаврентия, затворника Печерского
Память святых мучеников Сильвана епископа, Луки диакона и Мокия чтеца
Память святых мучеников Романа, Иакова, Филофея, Иперихия, Авива, Иулиана и Паригория