7 апреля. Четверг

Благовещение Пресвятой Богородицы
Четверток Великого канона. Преставление свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (1925). Прп. Саввы Нового (1948).
Иконы Благовещения Божией Матери (XVI)

Утр. – Лк., 4 зач., I, 39–49, 56. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16. На веч.: Быт. XVIII, 20–33. Притч. XVI, 17 – XVII, 17. Благовещения: Исх. III, 1–8. Притч. VIII, 22–30. Лит. – Евр., 306 зач., II, 11–18. Лк., 3 зач., I, 24–38.

Пение Великого канона прп. Андрея Критского переносится на утреню вторника 5-й седмицы Великого поста (см. Типикон, 26 марта, 7-я Маркова глава)..


О празднике Благовещения Пресвятой Богородицы

Благовещение.jpg25 марта Святая Церковь празднует Благовещение Пресвятой Богородицы. Это празднование посвящено воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии апостола Луки (1, 26-38). По своим особенностям праздник Благовещения приближается к праздникам Рождества Христова и Богоявления. Он принадлежит к числу двунадесятых Богородичных праздников.

Древние христиане праздник Благовещения именовали Зачатием Христа, Благовещением о Христе, началом искупления, Благовещением Ангела Марии. Собственное наименование - Благовещение Пресвятой Богородицы - и на Востоке, и на Западе было усвоено в VII веке. Праздник этот установлен в глубокой древности. Празднование Благовещению известно уже в III веке, - по Слову святого Григория Чудотворца на этот день. Святой Иоанн Златоуст и блаженный Августин называют в своих беседах этот праздник древним и обычным церковным праздником. В V-VIII веках, когда различные ереси уничижали достоинство Богоматери, этот Ее праздник был еще более возвеличен Церковью. В VIII веке святой Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили каноны на этот праздник, которые и ныне поются в храмах.

Благовещение открывает еже от века таинство, Совет Превечный Пресвятой Троицы о Боговоплощении для спасения людей от грехов их. Чрез Благовещение Архангела стал известным изначальный Совет Вышнего - таинство, прежде веков предопределенное Отцом, предсказанное пророками и ныне ставшее явным. Бог Слово вочеловечился, приняв плоть от Девы: "Во утробу всели΄ся Деви΄чу, предочищенную Духом".

О великом таинстве Боговоплощения не было известно даже ангелам, будучи соблюдаемым прежде веков, оно было доверено одному Архангелу Гавриилу - служителю чуда Воплощения, "великому воеводе невещественных", и он, придя в Назарет, поведал об этом одной Чистой Деве Марии.

Песнопения службы Благовещению указывают на непостижимость для человеческого разума образа воплощения и рождения во плоти Сына Божия. Когда угодно Богу, то и необычное, и преславное удобно совершается и побеждается естества чин, порядок природы, - и Бог воплощается неизреченным и непостижимым образом - "паче слова и смысла", как Сам знает. Человеческому разуму и даже уму ангельскому непостижимо, как "Бог - в человецех, Невместимый - в ложеснáх, Безлетный - в лето, и еже преславнее, яко и зачатие безсéменное, и истощание несказáнное и таинство ели΄ко, Бог бо истощавáется и воплощается и зи΄ждется - Ангелу к Чистей зачатие глаголавшу".

Домостроительство (церковнослав. - "смотрение") ради спасения мира есть действие во всей полноте Единотройческого Божества: Отец благоволит, Дух Святой ниспосылается, Сын воплощается. Спасение чрез изменение, воссоздание "общим творится Советом" и в Богородицу вся полнота Божества "всели΄ся телесно благоволением Отца Присносущнаго и содействием Всесвятаго Духа".

Как непостижимо было само воплощение Бога Слова и пачеестественно зачатие от Духа Святого, так неизреченно и непостижимо для человеческого ума то, что и по рождестве Родившая осталась Девой: "В рождестве мáтерскаго избежé тленнаго естества и, превы΄шши сýщи", неискусомужно и без истления родив Сына.

В Боговоплощении проявлена высшая степень любви Божией к падшему человеку. Сын Божий вочеловечился и воплотился, чтобы воссоздать человека, исполнить его всяческой славы, возвратить ему утраченное им богообщение, освободить от греха и вечной смерти. Ради этого Сын Божий уничижил Себя (церковнослав. - "постáви во истощание"), истощил внешние, свойственные Богу величие и славу, смирил Себя, дабы приблизиться к Своему падшему творению.

Воплощение свидетельствует, что любовь есть содержание Божественного бытия, что только безграничная любовь могла побудить Бога пойти к человеку, в воплощении соединиться с ним, взять на себя грехи всего мира, соделать человека сыном света, способным в богообщении обрести бессмертную, вечную жизнь.

"Да веселятся небеса и радуется земля", - восклицает Церковь устами песнотворца святого Иоанна Дамаскина. Поистине Боговоплощение - это радость и небесных, и земных, ибо с пришествием Христа на землю "нижняя с вышними соединяются, обновляется Адам" и весь человеческий род, "сень нашего естества становится храмом Божиим, обожаяся Божеством".

Чрез Боговоплощение совершается спасение, обожéние человеческого естества. Послужила этому таинству Пречистая Дева Мария, Которая, как совершеннейший и святейший человек, "обрела благодать пред Богом - ея же никто же обрéте другая" и сподобилась быть Материю воплотившегося Бога Слова, "благоволившаго Ею избавити человеческое тленное существо".

И нашу радость избавления, обновления, воссоздания человеческого естества чрез Боговоплощение богослужебные песнопения праздника Благовещения возносят к Приснодеве Марии. Приветствиями "Радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою", "Радуйся, Всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево" славит Церковь Богоматерь.

Праздник Благовещения приходится на дни Великого поста или на Светлую, пасхальную седмицу - от четверга 3-й седмицы Великого поста до среды Светлой седмицы включительно. Поэтому у него только один день предпразднства и один день попразднства, или отдания праздника. Если праздник Благовещения приходится в Лазареву субботу, то попразднства у него нет, а если в Неделю ваий или в Светлую седмицу, то он не имеет ни предпразднства, ни попразднства, так что празднуется один день.