Сегодня, 14 октября, в праздник Покрова Божией Матери исполняется 135 лет со дня открытия Казанской Амвросиевской женской пустыни.
В этот знаменательный день в 1884 году в сельце Шамордине Перемышльского уезда состоялось открытие Казанской Горской женской общины и освящение в ней первого храма в честь Казанской иконы Божией Матери.
Место для будущей обители было указано Самим Богом, и ее устройство подготовлялось особыми путями Промысла Божьего. По слову преподобного Моисея Оптинского, монастыри «не суть изобретение человеческого ума, но Дух Святой через богодухновенных отцов уставил жительство это для тех, которые позваны будут от Бога, или из любви к Нему, или ради множества грехов своих».
Преподобный Оптинский старец Амвросий по своей великой любви и состраданию ко множеству приходивших к нему немощных и больных девиц, вдов и сирот, желающих посвятить свою жизнь Богу, но не имеющих достаточных материальных средств или физического здоровья, чтобы поступить в женские монастыри, задумал создать для таковых особую обитель. Преподобный решился, уповая на помощь и всемощный покров Царицы Небесной, взять на себя всё попечение об устройстве и содержании насельниц, желая сохранить их от многих искушений и соблазнов мира.
В 1870 году владельцу сельца Шамордино Василию Полиевктовичу Калыгину было особое видение – ему представилась в его имении церковь, стоящая на облаках, о чем он поведал старцу Амвросию. Желая посвятить остаток дней своих монашеской жизни, Василий Полиевктович по благословению отца Амвросия продал это имение преданной духовной дочери батюшки монахине Амвросии (Ключаревой). Первоначально она приобрела эту землю для своих внучек Веры и Любови, а затем завещала устроить здесь женскую общину, прикупив к ней близлежащие хутора.
В настоятельницы для юной обители преподобный стал готовить замечательную по многим своим выдающимся способностям и качествам, и по преданности и беспрекословному послушанию личность – Софью Михайловну Болотову. Она с большой ревностью помогала своему духовному отцу в устроении новой обители, все свои силы отдавая устройству монастыря. Преподобный Амвросий не раз говорил, что другой такой послушницы, как она, у него не было и не будет. Однако, имея обыкновение все подчинять воле Божией и ожидать прямого ее указания, батюшка Амвросий не спешил и на этот раз. Из сохранившихся его писем к Софье Михайловне узнаем, что старец предлагал рассмотреть к назначению настоятельницей Шамординской общины монахиню Костромского монастыря Серафиму (Поливанову). В конце июня 1884 года батюшка Амвросий направил Софию Михайловну в Костромской монастырь за монахиней Серафимой. Исполнив поручение, София Михайловна возвратилась в Оптину пустынь с указанной монахиней. Но старец Амвросий из разных обстоятельств усмотрел, что на это нет воли Божией.
В телеграмме к Софье Михайловне батюшка пишет ей: «Всеблагий Господь да устроит о нас полезное и спасительное по воле Своей Святой; а мы с своей стороны неуклонно должны покоряться воле Его Всеблагой и Премудрой».
«Между тем, – писали шамординские сестры, – Калужский Преосвященный, давно указывавший на Софью Михайловну как на начальницу новой общины, теперь решительно объявил ей, что должна быть она, а не кто другой. Старец, узнав об этом решении архипастыря, счел лишним более испытывать, и Софья Михайловна была представлена к утверждению начальницей общины».
Настоятель Оптиной пустыни игумен Исаакий и духовник обители старец Амвросий направили епископу Владимиру представление к утверждению матушки Софии настоятельницей новоустрояемой общины, приложив к этому рекомендательное письмо:
«Вашему Преосвященству угодно знать наше мнение о Софье Михайловне Астафьевой, способна ли она быть настоятельницей новой Казанской общины. Хотя Софья Михайловна делом еще и не проходила монашескую жизнь, но довольно понимает и монашество, и хозяйственную часть, и сестры новой общины очень расположены к ней, так что и теперь беспрекословно повинуются ее распоряжениям».
4 по ст.ст./17 сентября 1884 года батюшка Амвросий облек свою преданную духовную дочь в иноческое одеяние, позже состоялся постриг в мантию. В постриге ей было оставлено прежнее имя – София.
25 сентября по ст.ст./ 8 октября 1884 года настоятель Оптиной пустыни игумен Исаакий и матушка София направили епископу Владимиру рапорт об окончании внутреннего устройства церкви и о готовности ее к освящению:
«Ваше Преосвященство, Премилостивейший Архипастырь и Отец! Милостию Божиею, за святыми Вашими Архипастырскими молитвами церковь при новоучрежденной Казанской женской общине, в сельце Шамордине, устройством окончена и к освящению приуготовлена. Всеусерднейше просим Ваше Преосвященство, милостивейше благоволите пожаловать для совершения сего священного торжества и открытия общины на первое число будущего октября месяца. Повергаясь заочно к святительским стопам Вашим и испрашивая святейших молитв Ваших, с глубочайшим высокопочитанием и преданностью имеем честь пребывать, Вашего Преосвященства, Милостивейшего Архипастыря и Отца
Недостойный игумен Исаакий
Нижайшая послушница Софья Астафьева <…>»
1 по ст.ст. /14 октября 1884 года состоялось открытие Казанской общины и освящение в ней домовой церкви, пристроенной по проекту архитектора академика Михаила Феофановича Грановского к дому покойной схимонахини Амвросии (Ключаревой). Калужские епархиальные ведомости за 1884 год так повествуют об этом событии: «Калужская епархия, располагая довольно значительным числом монастырей, недавно обогатилась еще учреждением новой женской обители в сельце Шамордине, Перемышльского уезда. Верстах в 12 от Оптиной пустыни, в стороне от большой Козельской дороги, на берегу речки Серены живописно раскинулось небольшое селение Шамордино.
Казанская община обязана своим существованием вдове надворного советника Александре Ключаревой, ныне умершей, которая все благоприобретенное недвижимое имение в целом составе, со всеми угодьями, постройками и хозяйственными принадлежностями завещала в собственность новоустроенной общины. На этом основании в усадьбе сельца Шамордина образовалась новая мирная обитель, в коей в настоящее время монашествуют уже 85 сестер. Для помещения сестер общины здесь устроены новые здания; кроме имеющегося большого дома с флигелями и другими надворными строениями, бывшими на усадьбе Ключаревой, при общине устроена также больница и другие здания, необходимые для общины. Для отправления богослужения имеется домовая церковь, приделанная к большому корпусу; построена также временная колокольня на столбах с навесом <…> Епархиальное начальство признало указанные средства для обеспеченного существования новой общины достаточными, и Святейший Синод определил учредить таковую. Открытие общины и освящение храма было совершено 1-го октября сего 1884 года в день Покрова Пресвятой Богородицы, со всею торжественностью и благолепием церковных обрядов, установленных на сей случай.
Накануне сего торжества, 30 сентября, в 5 часов пополудни Преосвященный Владимир со своею свитою, при колокольном звоне, прибыл из Оптиной пустыни в сельцо Шамордино, в новоустроенную женскую Казанскую общину. При входе в общину Владыка был встречен священноцерковнослужителями в облачении, а также начальницею и сестрами общины. Во время пения тропаря Богоматери, во имя Коей имел быть освящен новый храм, Владыка вошел вовнутрь самого храма, встреченный архимандритами, кафедральным протоиереем, ключарем и прочими лицами, прибывшими на торжество храмоосвящения и открытия общины. В шесть часов вечера всенощное бдение в домовой церкви совершено было двумя архимандритами в сослужении прочего духовенства. Торжественности службы много придавало мелодическое пение хора сестер общины, под управлением одной из сестер общины, который, занимая левый клирос, разделял преемственное пение с хором архиерейским. В день открытия общины, в понедельник, 1 октября, несмотря на холодную погоду, многочисленная масса народа, с самого раннего утра стала стекаться в обитель. Небольшой храм не мог вместить в себе всех, желавших присутствовать при богослужении. В девять часов утра совершено было обычное освящение воды, после чего Преосвященным Владимиром, при участии архимандритов – Боровского Дионисия, Тихоновского Моисея, игуменов – Оптинского Исаакия, Мещовского Досифея, кафедрального прот. А. Колыбелина, свящ. Иоанна Троицкого и Оптинских иеромонахов Анатолия и Макария, торжественно было совершено освящение домового храма во имя Казанской Божией Матери, имени Коей посвящена новая община. Затем была отправлена первая божественная литургия, совершенная со всем подобающим торжеству дня великолепием, под конец коей Владыкою было произнесено приличествующее торжеству поучение. По отпусте и по прочтении кафедральным протоиереем Колыбелиным указа Святейшего Синода об учреждении женской общины и отношения господина Обер-прокурора Святейшего Синода о воспоследовавшем Высочайшем соизволении на укреплении за общиною завещанного оной имения, тотчас же был отправлен соборне благодарственный молебен с провозглашением многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду, Преосвященному Владимиру с богохранимою паствою; учредительнице общине, болярыне Александре Ключаревой провозглашена вечная память, а монашествующим сестрам, обитательницам новоучрежденной женской Казанской общины многолетие, чем и закончилось священнодействие.
Затем, в третьем часу пополудни, Владыка и все почетные гости, прибывшие на торжество храмоосвящения общины, были приглашены в особо приготовленное помещение, <…> где была предложена трапеза».
В этот же день монахиня София была назначена настоятельницей.
По воспоминаниям Шамординских сестер, бывших современницами этих событий, старец Амвросий, в день открытия и освящения первого храма в общине, находясь «у себя в скиту, все утро провел в молитве и никого не принимал. О чем именно молился дивный старец, конечно, никому не известно, но, во всяком случае, эта молитва была за обитель и за всех обитающих в ней до века».
Для Шамордино батюшка Амвросий был родным отцом, «в этом скромном уголке православной Руси один изможденный летами и многоразличными недугами человек сделал так много и сделал из ничего, ничего не имея, кроме одной веры и упования» на Бога. Находясь под мудрым духовным водительством старца Амвросия и его учеников и последователей, насельницы обители постепенно приобретали опытное знание монашеской жизни, стремясь к главной ее цели – очищению сердца от страстей. Они учились мужественно и с благодарением Богу претерпевать скорби, болезни, и трудные жизненные обстоятельства.
С первого года своего создания, в Шамординской общине уже действовали богадельня и приют, таким образом в обители гармонично сочетались служения Евангельских Марфы и Марии – внутреннего и внешнего благоугождения Богу.
В проекте устава для Казанской Горской общины, составленном монастырским советом Оптиной пустыни уже после кончины старца Амвросия, в 1892 году написано: «Казанская Горская Женская Община <…> основана на самых патриархальных началах монашества почившим Оптиной Пустыни Старцем Иеросхимонахом Амвросием, известным в России и на Православном Востоке своею глубокою, как созерцательною, так и практическою опытностью в православном аскетизме и главное в применении к делу высших начал Православия и монашеского жительства во всех классах звания, образования, возраста, общественного положения, личных качеств, здоровья, душевных способностей и всех вообще сил, способствующих или затрудняющих дело спасения.
Воспитанная в духе старчества, община не может быть вполне подведена под категорию нынешнего регламентированного монашеского жительства, так как начала ея жизни не есть одно блюдение уставов (письменных), а более внутреннее духовное учение о спасении, по слову Спасителя: Очисти прежде внутренняя скляницы, и вся внешняя твоя чиста будет - Царствие Божие внутрь вас есть…
Особенность обители преподобного Амвросия заключалась и в том, что ее многочисленное сестричество (около восьмисот человек) состояло из лиц самых разных сословий, званий и образования, и все они старались жить между собой в мире и единодушии, взаимно помогая и нося тяготы друг друга.
Незадолго до своей кончины, батюшка Амвросий благословил написать новый образ Царицы Небесной, назвав икону «Спорительница хлебов» и благословил ежегодно 15 октября в Шамордино совершать празднование этой иконе. Замечательно, что именно 15 ст.ст. / 28 н.ст. октября состоялось погребение старца Амвросия. «Покинув свою обитель и в этот день сокрывшись окончательно в землю, он как бы вместо себя оставил эту икону, поручив обитель покрову Самой Царицы Небесной».
Промыслительно, что просуществовав несколько лет после революции под видом сельскохозяйственной артели, Шамординская обитель была официально объявлена закрытой в 1922 году именно в день Покрова Божией Матери.
По словам святителя Димитрия Ростовского «Преблагая Защитница наша поспешает к нам на помощь в самое тяжкое время <…> Ибо, когда все эти бедствия теснят нас, тотчас, подобно великому знамению, является скорая роду христианскому Помощница, охраняя и покрывая нас невидимым предстательством».
Можно полагать, что и о Шамординской обители, созданной многими молитвами и трудами преподобного Амвросия, Матерь Божия молилась с умилением к Своему Сыну и Творцу так, как пишет об этом святитель Димитрий: «Царю Небесный! приими всякого человека, прославляющего Тебя и призывающего Пресвятое Имя Твое на всяком месте, – и где есть память о имени Моем, то место освяти; прославь прославляющих Тебя и с любовью почитающих Меня, Твою Матерь, принимая от них всякую молитву и благочестивые обеты и избавляя их от всяких зол и бедствий».
Впереди сестер ждали годы преследований, скитаний, ссылок, лагерей, а некоторых и расстрелы. Многие насельницы приняли мученическую кончину. К этим испытаниям сестры были приуготовлены многолетней монастырской жизнью, – жизнью по заповедям Божиим под опытным руководством духоносных Оптинских старцев и настоятельниц обители.
Несмотря на разорение Казанской Амвросиевской пустыни безбожной властью, благодать Божия не оставляла этого святого места. Молитвенным предстательством пред Престолом Божиим преподобного Амвросия, настоятельниц и сестер, подвизавшихся в монастыре и пострадавших в годы гонений, святая обитель возродилась после жестокого шторма революционных лихолетий. И доныне здесь незримо ощущается присутствие и помощь как самого батюшки Амвросия, так и всех тех, благодаря чьим подвигам и трудам мы, современные насельницы, имеем, по милости Божией, счастье приобщения к монашеской жизни.