29 августа скончался сотрудник монастыря раб Божий Владимир

29 августа скончался сотрудник монастыря раб Божий Владимир

29 августа в праздник Нерукотворе́нного О́браза Господа Иисуса Христа в возрасте 58 лет отошел ко Господу сотрудник нашего монастыря Прокопчук Владимир Адамович. В течение 30 лет он трудился в нашей обители.

Раб Божий Владимир приехал в Шамордино в 1990 г. вскоре после открытия монастыря по приглашению духовника обители архимандрита Поликарпа (Ничипорука) помочь в восстановлении разрушенной святыни. Родом из одной местности с батюшкой, глубоко верующий, из благочестивой украинской крестьянской семьи, Владимир остался помогать отцу Поликарпу. Трудясь в обители, он жил в скиту рядом с батюшкой.

В первые годы возрождения, когда было особенно много дел, он был и сантехником, и электриком, и водителем, и бригадиром рабочих – был на все руки мастер. В 1990-х годах сестрам приходилось заново восстанавливать монастырское хозяйство, и Владимир подсказывал сестрам – городским жителям, как обходиться со скотинкой, как что устроить, и многое другое. Он всегда был первым на всех работах, трудился не жалея себя, был готов в любую минуту оказать помощь всякому, кто в ней нуждался.

Владимир искренно переживал за все дела в монастыре, скорбел и радовался вместе с нами. Жизнерадостный, щедрый, отзывчивый, он был внимателен ко всем без исключения. Тридцать лет своей жизни он отдал Шамординскому монастырю, трудясь безвозмездно во славу Божию в нашей обители, его сложно назвать сотрудником, потому что он стал нам братом во Христе.

Теплая благодарная память о нем осталась в наших сердцах.

Архимандрит Поликарп так сказал об усопшем: «Тридцать лет назад, оставив ридну Батькивщину, оставив своих матерь, отца и сестер, он приехал сюда потрудиться над восстановлением порушенной святыни, принести себя в жертву во славу Божию. За тридцать лет для себя он ничего не приобрел, да и не искал он ни комфорта, ни удобств, а всего себя приносил в жертву, чтобы только другим было хорошо. И то, что, мы видим, в каком цветущем состоянии пребывает ныне наша святая обитель, можно сказать, что половина, если не больше, - это его труды и жертва. Сейчас за Божественной литургией и потом во время отпевания мы помолимся о новопреставленном рабе Божием Владимире, да простит ему милосердный Господь его всякое прегрешение и упокоит душу его в селениих праведных по молитвам Пречистой Своей Матери Девы Богородицы. Итак, возлюбленные, будем учиться жертвовать собой, побеждать самих себя, будем бороться с глубоко укоренившимися в нас себялюбием, саможалением и эгоизмом, ибо только жертвуя собой, человек может стать Богоподобным, стать евангельским зерном, которое приносит плод жизни вечной. Аминь».

Отпевание раба Божия Владимира было совершено в Троицком храме духовником обители архимандритом Поликарпом (Ничипоруком), клириком монастыря иеромонахом Антонием (Плясовым), клириком Калужской епархии иереем Владимиром Матвийчуком; похоронен у Троицкого храма на территории сестринского кладбища. Почтить память новопреставленного раба Божия приехала игумения Михаила (Осипова), настоятельница Свято-Успенского Гремячева женского монастыря Калужской епархии, бывшая насельница нашего монастыря, многие местные жители, монастырские рабочие, которые хорошо знали и любили почившего.

По окончании заупокойной Божественной литургии отец Поликарп произнес проповедь:

«Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно, а если умрёт, то принесёт много плода», - говорит Христос в Евангелии. Эти слова означают, что Господь пришёл в наш мир для того, чтобы принести Себя в жертву ради спасения людей. Без жертвы это спасение было бы невозможным. Зерно, брошенное в землю, разлагается и умирает, но из него рождается новая жизнь, множество новых зёрен. А если зерно не умрёт и сохранит себя, то новой жизни оно не даст и никакого плода от него не будет.

Христос прошёл в этом мире путём жертвы, и всех нас Он призывает следовать за Ним – путём самоотречения и жертвы. «Кто мне служит, Мне да последует», - говорит Он. И ещё «Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную». Всё служение Богу и благо угождение Ему основано на жертве, и без жертвы оно невозможно. Если мы посмотрим на любую христианскую добродетель, на любое христианское деление, то увидим, что всё это есть не что иное, как жертва. Пост, молитва, послушание, монашеская жизнь, хождение в храм, милостыня и благотворение – всё это наша жертва Богу.

Например, когда мы во время поста ограничиваем себя в еде, то мы отказываемся от пищи, которая бы нашим телом, и таким образом приносим в жертву некоторую часть самих себя. То же самое происходит, когда мы творим дела милосердия, например, даём деньги нуждающемуся человеку – ведь при этом мы отбираем у себя часть наших благ, то есть приносим жертву. И в этом случае более важным бывает даже не то, сколько человек раздал денег, а сколько после этого у него самого осталось, то есть важным является, какую часть, какой процент, какую долю он оторвал от себя ради другого человека. Почему и оказались более угодны Господу две лепты бедной вдовы, чем крупные жертвы богатых, - ведь вдова, как сказано в Евангелии, положила всё, что у неё было, тогда, как богатые пожертвовали лишь очень малую часть своего богатства.

Когда мы молимся или ходим в храм, то мы тоже приносим жертву – наше время и силы, которые мы могли бы потратить на самих себя. Когда мы исполняем добродетель послушания, то приносим в жертву свою волю, всегда склонную к самолюбию и само угождению.

Таким образом, христианская жизнь требует от нас постоянной жертвы и самоотречения. Один известный подвижник даже говорил, что на земле по-христиански нельзя жить, но по-христиански можно только умирать, в полном соответствии со словами Христа: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно… Известны так же мысли об этом святителя Григория Богослова: «Самая лучшая польза от жизни, - говорит он, - умирать ежедневно».

Жертвовать собой ради Бога есть великое дело и великая тайна, такая жертва имеет великую силу. Если кто-то жертвует собой ради Бога или посвящает Богу свою жизнь, то, подобно брошенному в землю зерну, он приобретает неизмеримо большие блага и плоды. Из истории церкви можно привести множество примеров, подтверждающих эту истину. Так, мы знаем, что мученики приносили себя в жертву Богу, умирали ради Христа, и из этой жертвы родилась вселенская Христова Церковь, распространившаяся по лицу всей земли. Ведь именно мученическая кровь явилась тем основанием, на котором утвердилась христианская эра нашей планеты, совершенно её перевернувшая и преобразившая.

Или ещё пример: жизнь многих подвижников, всецело посвящённая Богу, явилась тем семенем, из которого выросли известные христианские монастыри, эти духовные твердыни, светившие миру на протяжении веков, явившие целые сонмы святых и праведников и сделавшиеся причиной спасения бесчисленных людских душ. Монастырь преподобного Саввы Освященного, Киево - Печёрская Лавра, Соловецкий монастырь, Валаам, Троице – Сергиева Лавра и все прочие великие обители возникли и утвердились не чем иным, как подвигом и жертвой своих святых первооснователей, ставших тем самым умершим и принёсшим обильный плод Евангельским зерном.

Преподобный Антоний Печёрский похоронил себя под землёй в Киевских пещерах, и эта жертва стала причиной рождения великой лавры, в которой просияли целые сонмы святых и вокруг которой спаслось на протяжении тысячи лет бесчисленное множество людей. Преподобный Сергий умер для мира, подвизаясь в радонежских лесах, но из зерна его жертвы произошли такие плоды, какие ни оценить, ни измерить никаким способом невозможно.

Жертва, которую подвижники приносили Богу своей жизнью, имела столь великую силу, что могла изменять даже сам ход мировой истории. Так, например, преподобный Варсонофий Великий говорил, что в его время молитва и святая жизнь всего лишь трёх людей удерживали мир от катастрофы. А угодная Богу жизнь пророка Моисея явилась причиной освобождения евреев из Египта – события, самым радикальным образом повлиявшего на весь ход не только священной, но и общемировой истории.

Закон жертвы действует и в обычной человеческой жизни, например на войне. Герои проливают свою кровь, жертвуют своей жизнью и погибают, но ценой этой жертвы приобретаются неизмеримо большие блага: долгая, свободная и благополучная жизнь целого народа. И Богу бывает угодна такая жертва, угодна геройская смерть. Кроме прочего, такая смерть приносит великие блага и самому герою, пожертвовавшему собой. Старец Паисий Афонский говорил, что жертва на войне способна очень умилостивить Бога, что герои не умирают, что их боится сама смерть. А прозорливая Параскева Дивеевская, когда началась Первая мировая война, часто повторяла: «Бог-то, Бог-то милостив как! – разбойнички в Царство Небесное так и идут, так и идут!» То есть даже люди, не отличавшиеся особым благочестием и бывшие христианами не столько по жизни, сколько по имени, - даже эти «разбойнички», умерев геройски, принеся себя в жертву на войне, были оправданы Божиим судом и приобрели себе вечную жизнь.

Без жертвы невозможно угодить Богу и спастись, и, может быть, ещё и по этой причине Бог попускает на земле войны, болезни и прочие испытания. Ведь на войне люди поставлены в такие условия, что часто бывают вынуждены жертвовать собой ради других, тогда как в мирное время они ничего такого никогда бы не сделали.

Также и болезни, и скорби есть как бы невольная жертва с нашей стороны, раз мы не приносим жертвы добровольной. И это особенно важно для христиан нашей эпохи, потому что, по словам святых отцов, скорби и болезнь есть удел нашего времени, которому не даны ни подвиг мученичества, ни подвиг истинного монашества. Святые приносили себя в жертву Богу и людям добровольно – или мученичеством, или суровым подвижничеством: постом, непрестанными трудами, ночными молитвами. А раз мы такой жертвы не приносим, то и попускаются нам скорби и болезни, чтобы мы хотя бы невольно её принесли.

Впрочем, нужно сказать, что скорби и болезни могут становиться и добровольной жертвой – в том случае, если мы переносим их по-христиански: с доверием Богу, мужественно и без ропота. У святителя Игнатия Брянчанинова в письме к одному из духовных чад, подвергшемуся тяжкому недугу, есть такие слова: «болезнь, постигшую вас невольно, сделайте посредством благодарения Бога добровольной жертвой, чтобы принял её Бог, как кадило, исполненное самого благовонного фимиама…»

Жертва рождает в душе человека небесную радость, ибо, жертвуя собой, он получает милость и Благодать от Бога. Так происходит потому, что, принося себя в жертву, человек подражает Христу и вместе с Ним побеждает мир, выходит за пределы земного тяготения самости, поднимается над болотом эгоизма, становится выше самого себя. Таким образом, жертвуя земным, человек получает небесное, отказываясь от человеческого, получает Божественное, живёт уже не естественной, но выше естественной жизнью.

Старец Паисий рассказывал случай, происшедший с ним в молодости, когда он был на войне. Во время одного из сражений он лежал в окопе, вырытом им для себя по причине сильного обстрела этой территории. Неожиданно рядом оказался насмерть перепуганный солдат, не имевший где укрыться, и стал просить отца Паисия (которого до монашества звали Арсений) впустить его к себе в окоп. Так как места для двоих в окопе не было, то Арсений, не задумываясь, уступил его солдату, а сам, подвергаясь смертельной опасности, вышел на открытое место. По нему стали стрелять, но Бог сохранил его, пули сыпались мимо, а одна «причесала» его по голове, сбрив большой кусок волос, но, не причинив вреда. Отец Паисий говорил, что рассуждал тогда так: лучше пусть меня убьют один раз, чем потом всю жизнь меня будет убивать совесть. И конечно, жертвуя собой, он испытывал небесную радость, как подражатель Самого Христа, принёсшего Себя в жертву ради спасения людей.

Когда человек жертвует собой ради других, то он приближается к Богу и становится подражателем Его совершенства, Его любви. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный, заповедует нам Евангелие… Итак будем, братия и сестры, учиться жертвовать собой, побеждать самих себя, будем бороться с глубоко укоренившимися в нас себялюбием, саможалением и эгоизмом. Ибо, только жертвуя собой, человек может стать богоподобным, стать тем Евангельским зерном, которое приносит плод жизни вечной. Аминь». (Священник Иоанн Павлов)


31 августа 2020