Афонский богослужебный устав в Неделю Святой Пасхи

Афонский богослужебный устав в Неделю Святой Пасхи

«В монастыре Святаго Великомученика Пантелеимона, коего братство составляют греки и русские, бывши сперва канонархом и чтецом, а потом диаконом и иереем, в греческом соборе Святаго Пантелеимона и в Русском Покрова Пресвятыя Богородицы, хотя не знаю Типикона, не много знаю и по-гречески, но желаю описать то, что существует на деле», – так начинает свое описание особенностей богослужебной практики русской обители св. вмч. и целителя Пантелеимона на Афоне иеромонах обители Мина. Записки были составлены по благословению игумена монастыря архимандрита Макария для профессора Киевской Духовной Академии Алексия Афанасьевича Дмитриевского в 1886 году.

Для нас особенно интересен устав в Неделю Святой Пасхи, в Светлое Воскресение Христово, именно по такому уставу в нашей обители читают Святое Евангелие на Пасхальной заутрене.

“По окончании полунощницы и раздачи свеч игумен входит в алтарь и облачается во все священнические одежды. иеромонахи в ризы и епитрахили, диаконы в стихари и орари. В храме возжигаются все свещи, также и братия возжигают в руках свечи, которые держат в руках.

Отверзается завеса Царских врат, диаконы кадят Святой Престол, игумен берет в руку Евангелие, в другой держит крест с пасхальным трикирием, старший иеромонах берет образ Воскресения Христова, и с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе» выходят из алтаря: первые – диаконы, за ними – иеромонахи, младшие впереди; второй раз «Воскресение Твое» поется по-гречески, третий – по-русски. Все выходят на средину монастыря, где приготовлены два аналоя: для Евангелия и для образа Воскресения Христова. Пред аналоями стоят монахи в мантиях с хоругвями и фонарями.

По выходе и по окончании пения «Воскресение Твое, Христе Спасе» архидиакон начинает: «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия» и прочее. Потом игумен читает Евангелие, читаемое в Великую Субботу на Литургии, но не все, а до слова «Радуйтеся…».

Во все это время у Покрова также вжигают все свечи и прилепляют их на окнах к каждому стеклу. По окончании чтения Евангелия архидиакон произносит: «Благослови Владыко». Игумен начинает: «Слава Святей» и прочее, затем поют: «Христос Воскресе» по-русски, второе – по-гречески, и так меняя каждый стих, и на каждый стих ударяют во все колокола, тоже и клепала. По окончании пения, начало которого показано во всех пасхальных книжицах, начинается великая ектения. По окончании ектении греки начинают петь: «Воскресения день» и идут в собор, а с ними и игумен, а русские идут в Покровский храм, где их уже ожидает архиерей в полном облачении, при входе раскачиваются паникадила. Русские во время хода в Покровский храм поют «Христос Воскресе»”.

 

Текст взят из книги «Указание особенностей церковного богослужения на Афоне», Афонский Свято-Пантелеимонов монастырь, М. 1994. С. 126-127.

14 апреля 2023