Памяти сестер Казанской Амвросиевской пустыни, пострадавших в годы гонений на Православную Церковь в XX веке.
Россия за двадцатое столетие явила миру сонм святых, соразмерный всей предшествующей истории христианства, - мучеников, исповедников и подвижников благочестия.
Трагична история Шамординского монастыря в эпоху революционных гонений на Церковь. Сонм Новомучеников и Исповедников Российских исчисляется именами и шамординских сестер, которые мужественно пронесли свой Крест, бесстрашно исповедуя веру во Христа и достойно претерпевая мучения, унижения в лагерях особого назначения на Соловках, в Караганде, в Северном крае. Более 200 сестер прошли ссылки, 13 шамординских монахинь были расстреляны.
*На фотографии Марфа и Мария Долинино-Иванские
В связи с декретом советского правительства от 23 января 1918 года об отделении Церкви от государства, игумения Валентина (Розанцева), пытаясь защитить обитель от разгрома и расхищения, с благословения епископа Калужского и Боровского Феофана (Тулякова, ныне священномученика) ходатайствовала о переименовании обители в трудовую коммуну. Председательницей была выбрана монахиня Александра (Никитина), которая дипломатично вела переговоры с представителями новой власти.
Несмотря на давление советских властей, насельницам монастыря некоторое время удавалось сохранять привычный для них образ жизни, вместе совершать богослужение и монашеское правило, хранить устав и традиции обители, с благоговением оберегая ее святыни.
Но советские руководители упорно вмешивались во все дела монастыря, навязывая свои порядки; монашеский уклад жизни нарушался, приходило в упадок отлаженное хозяйство. Тяжело было игумении Валентине и сестрам видеть, как гибнет созданная трудами и молитвами старца Амвросия их родная обитель.
По благословению игумении Валентины сестры, чтобы сохранить монастырские святыни от поругания и уберечь от разграбления монастырскую казну, старались надежно спрятать большую часть святынь и дорогих вещей.
25 сентября 1919 года последняя игумения старого Шамордина Валентина отошла ко Господу. После ее кончины об официальном назначении новой настоятельницы не могло быть и речи. Управление монастырем по благословению оптинских старцев взяла на себя казначея монахиня Елизавета (Соколова).
В начале 20-х годов гонения на Церковь приняли еще больший размах. В 1922 году вышло постановление об изъятии церковных ценностей, по всей стране новая власть с особым усердием приступила к его исполнению: варварски разорялись храмы, вывозились ценности.
Монахиня Амвросия (Оберучева) вспоминает: в 1922 году «14 октября на Покров Пресвятой Богородицы нас созвали к храму, где с паперти комиссар объявил, что с сегодняшнего дня у нас нет монастыря».
Закрытие обители сестры восприняли в духе смирения и самоукорения. Выражая общий духовный настрой, казначея монахиня Елисавета (Соколова) сказала: «Ровно 38 лет тому назад, в 1884 году, в такой же день, на Покров Пресвятой Богородицы, было открытие Казанской Горской Общины, и вот, мы жили, как расслабленный, 38 лет, и за грехи наши теперь лишились монастыря».
5 марта 1923 года было подписано постановление о ликвидации в двухнедельный срок Шамординский обители «как рассадника контрреволюции в прилегающем районе». Сестер обязали очистить помещения, предварительно производился обыск подозрительных монахинь, часть их вещей конфисковалась, после чего выдавалось разрешение на право выезда из монастыря. В это время власти провели операцию по розыску сокрытого монастырского имущества. Комиссия по ликвидации, одержимая сатанинской прозорливостью, обнаружила все тайники.
После закрытия Шамординского монастыря почти 800 сестер злобным ветром революции оказались рассеяны по всей стране, оставшись без крова и пропитания. Многие тяжелобольные, они терпеливо и смиренно переносили все тяготы и лишения, выпавшие на их долю. Вопреки массовому безбожию сестры несли свет Христовой веры, а некоторые из них стали духоносными старицами и наставницами для ищущих спасения.
14 декабря 1937 года по обвинению в создании и участии в контрреволюционной монашеской организации были расстреляны 5 сестер Шамординской обители:
1. монахиня Елизавета Дмитриевна Соколова родилась 10 октября 1865 года в Москве, в семье тульских мещан. Закончила 4-ю московскую гимназию. В 1887 году в возрасте 22 лет поступила в обитель. Батюшка Амвросий сразу отметил одаренность Елизаветы и с первых дней пребывания в монастыре поселил ее в «Молчанку». Батюшка всем жильцам этого домика заповедал молчание, говорить они могли только самое необходимое. Елизавете Дмитриевне Батюшка благословил составлять синодик: вписывать в тетрадь умерших старцев и монахов Оптиной пустыни и шамординских сестер. Этот синодик стал основой синодика монахини Амвросии Оберучевой, который бережно хранится в архиве монастыря. Благодаря их трудам стало возможно восстановить имена многих шамординских сестер.
В 1889 году игумения Евфросиния, принимая во внимание гимназическое образование Елизаветы Дмитриевны, назначила ее учительницей в детский приют. Через семь лет упорных трудов 24 октября 1894 года Елизавета Дмитриевна была определена в число указных послушниц. В ведомости за этот год указано, что послушница Елисавета заведовала конторскими книгами и счетами. В 1901 году получила новое послушание письмоводительницы. В 1909 году голосованием старших монахинь пустыни сестра Елизавета была избрана единогласно казначей.
В 1923 г. арестована комитетом ОГПУ за сокрытие церковных ценностей, осуждена на два года тюремного заключения. Через год по личному ходатайству в Москву была освобождена досрочно и вернулась к монастырским сестрам в Козельск на улицу Фрунзе д. 3. Сестры жили очень скудно, перебивались случайными заработками, с радостью брались за любую работу. Мать Елизавета вышивала, чинила одежду, вязала на продажу за что получала небольшое вознаграждение продуктами. Мать Елисавета, как старшая сестра, поддерживала всех шамординских сестер, живших в Козельске, посещала больных, помогала и материально, и духовно, ее все любили и уважали как опытную монахиню.
Как и все изгнанные сестры, мать Елизавета духовно окормлялась у оптинского иеромонаха Никона (Беляева). После его смерти в ссылке ее духовным отцом стал священник о. Григорий Никольский. Иногда он приходил на квартиру, где жила мать Елизавета с сестрами, и проводил церковные службы. В условиях постоянного надзора со стороны безбожной власти это было смертельно опасно.
9 ноября 1937 года мать Елизавету вновь арестовали по обвинению в агитации против советской власти и поместили в тюрьму г. Сухиничи. Следствие было недолгим: 14 декабря 1937 года Елизавету Дмитриевну Соколову в возрасте 72 лет расстреляли в тюрьме г. Сухиничи. Свое пятидесятилетие служения Богу в монашеском чине она увенчала мученической кончиной.
2. монахиня Тихона (Сомова Ольга Константиновна) родилась в 1874г., дворянка, дочь губернского секретаря, крупного помещика, уроженка Воронежской обл., д. Сомовка. Обучалась в Московском Елизаветинском институте. В 1894 году 22-летняя Ольга Константиновна поступила в Шамординский монастырь. Ее отец долго не мог примириться с решение дочери покинуть мир. Несмотря на то, что он противился ее избранному пути, для дочери в Шамордино построил домик, в котором она и проживала до закрытия монастыря. Монахиня Тихона несла послушание старшей в иконописной мастерской.
В 1931 г. ее арестовали органы ОГПУ «за контрагитацию». Под следствием она находилась 5 месяцев и была освобождена «за недоказанностью», после чего поселилась в Козельске. Осенью 1937 г. ее вновь арестовали. 14 декабря 1937 г. в тюрьме г. Сухиничи монахиню Тихону расстреляли.
3. монахиня Марфа (Долинино-Иванская Марфа Михайловна), 1884 г. р., дворянка, уроженка с. Карамышево, Тульской губ., дочь статского советника, племянница первой настоятельницы Казанской Горской женской пустыни схимон. Софии (Болотовой). Окончила Московский Александро-Мариинский институт. Поступила в монастырь в 1906 г. Несла послушания золотошвеи, секретаря монастыря. После закрытия монастыря была счетоводом в артели до 1923 г. Арестована 16 ноября 1937 г., осуждена 29.11.1937 УНКВД Смоленской обл. Расстреляна 14 декабря 1937 г. в тюрьме г. Сухиничи.
4. послушница Анастасия Дмитриевна Прохорова, 1871 г. р., из крестьян Тульской губ. В 1914 г. определена в число послушниц, неграмотная, послушание – общее. Расстреляна 14 декабря 1937 г. в тюрьме г. Сухиничи.
5. послушница Анна Ипполитовна Самойлова, 1886 г. р., из крестьян Тульской губ., Ефремовского уезда. Поступила в обитель в 1904 г. Несла послушание в хлебне. Расстреляна 14 декабря 1937 г. в тюрьме г. Сухиничи.
Шамординские сестры не сошли с предначертанного для них Промыслом Божиим крестного пути. Своей крепкой верой и мужественным терпением всех мук и страданий даже до смерти они явились победителями видимых и невидимых врагов. Верим, что ныне они с дерзновением предстоят пред Престолом Божиим и молятся о спасении нас, грешных.
14 декабря 2023