Сегодня, 23 октября, мы празднуем память Оптинского старца прп. Амвросия (1891 г.), престольный праздник в нашем монастыре.
В этот день преподобный отошел ко Господу в основанной им Шамординской обители. В память о великом старце его духовный сын С. В. Перлов, известный московский чаеторговец, построил кирпичный «футляр» над хибаркой, где жил и окончил свою жизнь прп. Амвросий. В наше время в 1996 г. здесь был устроен первый в России храм в честь прп. Амвросия Оптинского.
Праздничное богослужение началось накануне малой вечерней с пением акафиста прп. Оптинскому старцу. Во время всенощного бдения для поклонения был вынесен недавно переданный ковчег с частицей мощей святого.
Торжественную Божественную литургию возглавил духовник обители архимандрит Поликарп, ему сослужили клирики монастыря и братия Оптиной пустыни в священном сане. За богослужением молились настоятельница игумения Сергия, сестры, гости и паломники, многие стали причастниками Святых Христовых Таин.
В проповеди после чтения Евангелия архимандрит Поликарп зачитал наставление прп. Амвросия Оптинского о перенесении скорбей и искушений:
«Свобода существ разумных всегда испытывалась и доселе испытывается, пока утвердится в добре. Потому что без испытания добро твердо не бывает. Всякий христианин чем-либо да испытывается: один бедностью, другой болезнью, третий разными нехорошими помыслами, четвертый каким-либо бедствием или уничижением, а иной разными недоумениями. И этим испытывается твердость веры, и надежды, и любви Божией, то есть к чему человек более склоняется, к чему более прилепляется, горе ли стремится, или еще пригвожден к земному, чтобы человек-христианин чрез подобные испытания сам видел, в каком он находится положении и расположении, и невольно смирялся. Потому что без смирения все дела наши суетны, как единогласно утверждают и богоносные отцы.
Не помню, чтобы я кого-либо видел без недоумения и недоразумения, потому что всех враг искушает и не хочет никого оставить в покое. Преподобный Макарий Египетский пишет, что Господь попускает лукавому врагу искушать христиан, чтобы не предавались нерадению, а старались жить внимательно и осторожно. Во-вторых, чтобы чрез искушения смирялись и не высокоумствовали, чему, без борения и искушения вражеского, люди легко подвергаются. В-третьих, люди чрез искушения делаются более опытными и искусными и более твердыми. А прежде всего попускает Господь искушения, чтобы отделить боголюбивых от миролюбивых, сластолюбивых от воздержных и целомудренных, смиренномудренных от горделивых и самолюбивых, как сказано в Евангелии: «не приидох воврещи мир на землю, но меч» (Мф. 10, 34).
Где бы ты ни жил, нигде нельзя прожить без искушений, или чрез бесов, или чрез людей, или от собственных привычек, или от не укрощенного еще самолюбия. Не без причины сказано во Святом Евангелии: «нудится Царствие Небесное, и нуждницы восхищают оное» (Ср.: Мф. 11, 12) и паки: «в терпении вашем стяжите душы ваша» (Лк. 21, 19), и: «претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22). В отношениях с другими будь благоразумен и старайся понести резкие и неуместные выходки, и получишь пользу душевную и духовную. В таких случаях поминай: «человек неискушен — неискусен» и паки: «яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодие жертвенное прият я». Бесовские же искушения проявляются в разных смущениях и недоумениях, но все должно препобеждать верою и упованием и благой надеждою на Господа нашего Иисуса Христа».
Божественная литургия завершилась водосвятным молебном и крестным ходом вокруг храма.
См. также
Последние дни жизни и блаженная кончина старца Амвросия
23 октября 2018