«Оставив несбыточные мечты о непосильных подвигах и возвышенных образах жития, начнем во смирении с терпения скорбей. Когда уготовятся души наши, аще будет воля Божия на то, дано будет нам и высшее».
Прп. Никон Оптинский
Сегодня, 3 ноября, мы вспоминаем день кончины схимонахини Серафимы (Бобковой), последней насельницы дореволюционной Шамординской обители, единственной из сестер, дожившей до возрождения монастыря.
Схимонахиня Серафима, в миру Ирина Ефимовна Бобкова (1885-1990), родились в Белоруссии, городе Гомеле в бедной крестьянской семье. Родители ее были глубоко верующими людьми и имели пятерых детей. Однажды, когда девочка серьезно заболела, ее мама, Екатерина Даниловна, сильно испугалась и стала слезно молиться пред иконой Царицы Небесной. Она дала обет Богородице, что если Ириша поправится, то отдаст ее на служение Богу в монастырь. После выздоровления дочери мать рассказала ей о своем обете, и та сразу согласилась его исполнить.
Ирина с ранних лет была окружена общением с духоносными людьми. Еще в детстве сам прп. Амвросий благословил маленькую трехлетнюю девочку, напечатлев в ее сердце свой образ на всю жизнь. Именно поэтому она впоследствии выберет Шамордино и приведет сюда с собой родную сестру Анастасию.
Когда Ирина ушла в монастырь, ее отец, Ефим Дмитриевич, был крайне недоволен. Он приходил с плеткой в обитель, чтобы вернуть дочь. Но его гнев быстро сошел на милость, и он со временем смирился с ее выбором. Живя в обители, за усердие к послушанию Ирина пользовалась особой любовью игумении Валентины.
После закрытия монастыря советской властью послушнице Ирине пришлось вернуться в Гомель, где ее постигло большое искушение, и она чуть не вышла замуж. Молитвы и старческое руководство Оптинских отцов помогли ей избежать вражиих сетей, и она еще с большей ревностью стала подвизаться.
Переехав на жительство в Оптину (монастырь в то время существовал уже как музей), Ирина стала преданнейшей духовной дочерью последнего оптинского старца Никона. Она и ее сестра Анастасия работали на больничной кухне, и отец Никон часто приходил туда для отдыха и молитвы. Некоторые духовные дети старца завидовали им, а после его ареста возвели на них клевету и стали притеснять. Отцу Никону пришлось написать строгое увещательное письмо своим чадам, чтобы они не обижали незаслуженно сестер.
Старец, находясь в северной ссылке, никому из духовных чад не благословлял приезжать к нему, опасаясь за их жизнь. Только Ирине, единственной из всех чад прп. Никона, удалось приехать к нему. В тот момент она совсем не думала о себе, об опасной дороге и угрозе ареста. Ее не могло остановить даже запрещение старца приезжать, потому что в тот момент она верила больше своему сердцу, которое рвалось на помощь к беспомощному умирающему духовному отцу. Как жены-мироносицы бежали к гробу Христа, не боясь стражников, так и мать Ирина поехала в неизвестность, думая только о жизни старца. Многие из духовных чад старца вновь вознегодовали на нее и обвинили в преслушании. Видя ее решительность и настойчивость, старец Никон прислал Ирине свое благословение, и это благословение стало поистине благословением Свыше.
После смерти отца Никона Ирина вернулась на родину в Гомель, где в тяжелые военные и послевоенные годы своим трудом спасала от голода многочисленную родню. В 1942 г. тайно пострижена в мантию, в 1977 г. – в схиму. Верующие гомельчане матушку очень полюбили, когда ее парализовало, они по очереди дежурили у нее.
Схимонахиня Серафима была близко знакома с многими известными духовными личностями, вот некоторые из них: патриарх Пимен – в детстве нянчила его, потом готовила ему, когда он был уже епископом; патриарший экзарх Всея Беларуси митр. Филарет (Вахромеев), митр. Трифон (Туркестанов), митр. Евлогий (Смирнов); преподобные Оптинские старцы Анатолий Младший, Нектарий, Никон были ее духовными отцами; священномученик Серафим (Шахмуть) постриг ее в монашество, архимандрит Наум (Байбородин), старец Троице-Сергиевой лавры, постриг ее в схиму; блаженный Андрей юродивый жил у них дома в сарае.
Сестра матушки Серафимы схимонахиня Анастасия, которую старец Нектарий называл Херувимом, была исповедницей и прошла 7 ссылок. Имея очень милостивое сердце, она добровольно взяла на себя подвиг по уходу за туберкулёзным больным оптинским иеродиаконом Кириллом (Зленко). Их мама Екатерина Даниловна незадолго до смерти приняла монашеский постриг.
Мечтавшая увидеть возрождение Шамордина, матушка Серафима сподобилась от Господа и этого благословения. В конце жизни она совершила последний свой подвиг: в возрасте 105 лет, парализованная, она была привезена на машине Скорой помощи из Белоруссии в Шамордино. Жители Гомеля не хотели отпускать матушку, некоторые плакали, но у нее была необыкновенная любовь к монастырю, ничто не могло удержать!
В монастырь матушку привезли поздно вечером, она лежала практически без движения и еле дышала, сильно устала с дороги. Ее пришли навестить игумения Никона (Перетягина) и духовник монастыря отец Поликарп (Ничипорук). Когда схимонахиня Серафима увидела матушку игумению, первое, что она сказала: «Матушка, а какое у меня будет послушание?» – «Молись за всех – вот тебе послушание», – с улыбкой ответила настоятельница.
Матушка Серафима принесла в свое дорогое Шамордино, как неугасающую лампаду, молитвенный дух прежней обители, который стал основанием возрождающегося монастыря.
Чувствуя приближение кончины, матушка говорила сестрам, что отпевать ее будет архимандрит Евлогий (Смирнов), бывший тогда наместником Оптиной пустыни. Почила схимонахиня Серафима накануне главного престольного праздника Шамординской обители – Казанской иконы Божией Матери, 3 ноября 1990 года во время всенощной. 5 ноября наместник Оптиной пустыни отец Евлогий с братией соборно совершили чин отпевания. На следующий день отец Евлогий уже уехал во Владимир, так как был назначен епископом на Владимирскую кафедру. Сбылось еще одно предсказание старицы, которая говорила, что он ее отпоет.
Вечная память схимонахине Серафиме, ее молитвами да помилует Господь и нас грешных.
3 ноября 2024