Архимандрит Кирилл (Павлов) "Слово в день памяти преподобного Никона, игумена Радонежского, чудотворца"

Архимандрит Кирилл (Павлов) "Слово в день памяти преподобного Никона, игумена Радонежского, чудотворца" Радонежские святые пользуются особым почитанием в Шамординской пустыни. Еще в начале ХХ в. один из приделов Казанского собора был посвящен прп. Сергию Радонежскому в благодарность главному благотворителю Шамординской пустыни известному московскому чаеторговцу Сергею Васильевичу Перлову. В наше время, после возрождения монастыря и восстановления собора, правый верхний придел по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в августе 2014 г. был освящен в честь Радонежских игуменов – прпп. Сергия и Никона, поскольку связь с лаврскими светильниками русского монашества еще более укрепилась: духовник обители архим. Поликарп (Ничипорук) является пострижеником Троице-Сергиевой Лавры, а почившая игумения Никона (Перетягина), много лет бывшая прихожанкой Лавры, в монашестве носила имя ученика преподобного – Никона Радонежского.


Архимандрит Кирилл (Павлов)


В день памяти преподобного Никона, игумена Радонежского, чудотворца (1962 г.)


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие во Христе братия и сестры, сегодня Лавра преподобного Сергия, а вместе с нею и вся наша Христианская Церковь, в торжественной обстановке молитвенно воспоминает преставление ближайшего и любимого ученика преподобного Сергия, его сподвижника и наставника монашествующих, преподобного и богоносного отца нашего Никона.
Преподобный Никон был преемником и продолжателем преподобного Сергия в деле нравственного руководства и воспитания братий, а также и в устроении обители. Прославляя сегодня преподобного Никона, мы одновременно прославляем и преподобного Сергия, который воспитал и взрастил такого святого ученика, и радуемся с вами, просвещаясь духовным озарением, исходящим от воспоминания их святого жития.
Преподобный Никон родился в городе Юрьеве-Польском от благочестивых родителей. С юных лет, пламенея любовью к Богу и наслышавшись о подвигах и святой жизни преподобного Сергия, он возымел сильнейшее желание посвятить себя иноческой жизни под руководством этого дивного мужа. Поэтому он, еще будучи юношею, оставляет отеческий дом и идет в обитель к преподобному. Преподобный Сергий полюбил его, однако, провидя благоразумие и чистоту его души, а также то, что он сам впоследствии станет наставником монашествующих, не сразу принял его к себе. Поскольку ему предстояло стать нравственным руководителем и игуменом братии, он и сам должен был пройти школу испытания, поэтому-то мудрый Сергий и отсылает его от себя к своему ученику, преподобному Афанасию, в Высоцкий монастырь, где он облекся в иноческую одежду, а затем принял и духовный сан, предаваясь с прилежанием подвигам благочестивой монашеской жизни.
Побыв некоторое время в Высоцком монастыре, Никон снова идет в обитель к Преподобному. И на этот раз преподобный Сергий не только с любовью принял его, но и поселил жить вместе с собою в одну келью. Так исполнились заветные мечты и желания Никона: он оказался вблизи от Преподобного. Любвеобильное сердце великого Радонежского чудотворца было открыто для Никона, и оттуда исходил на него благодатный мир и духовный свет отеческой любви; также и сердце Никона было открыто для его духовного отца, ибо он исповедовал и открывал своему наставнику все помышления и намерения свои. И так, подобно дереву, насажденному при водном источнике, Никон в своих монашеских трудах и подвигах показывал обильные плоды добродетелей.
Все высокие нравственные качества и душевные расположения, присущие святой душе преподобного Сергия, были присущи и преподобному Никону. Кротость, любвеобильность, простота в обращении, смирение отличали в высшей степени и его и доставляли ему уважение ото всех. Приняв после преставления преподобного Сергия игуменство над братией, он своей кротостью, отеческой заботливостью, мудростью в управлении и рассудительностью стяжал себе любовь и уважение братии, являясь для нее образцом и примером в подвигах и трудах. Слава о его святой жизни распространилась далеко за пределы стен монастырских, и многие из мирских людей приходили к нему за советом и утешением. Но сам преподобный Никон тяготился мирской славой и искал уединения и безмолвия. Для этого он и оставляет начальствование над братией и затворяется в келье для уединенной, ничем не развлекаемой молитвы. Затем, по неотступной просьбе братии, он после шестилетнего затвора снова принимает начальствование над Лаврой и правит ею до самых своих последних дней.
Тихо и мирно текла жизнь в обители, но Богу угодно было попустить для нее и ее игумена, преподобного Никона, испытание. В страну вторглись несметные полчища татарских войск под предводительством страшного Эдигея, беспощадно опустошавшие нашу землю повсюду, куда только ступала их нога. Дошли они и до обители Преподобного Сергия и, разорив в ней все, сожгли ее дотла.
Однако преподобный Никон не предался унынию и печали, но со спокойной твердостью духа стал трудиться над восстановлением обители, и уже через три года она была восстановлена и стала еще лучше и прекраснее, чем прежде. За свои труды, понесенные ради восстановления ее, преподобный Никон удостоился от Господа великой награды и утешения: он обрел нетленные мощи своего любимого духовного отца, преподобного Сергия, над коими и воздвиг затем каменный храм в честь Живоначальной Троицы, в котором мы с вами сейчас пребываем и в котором покоятся мощи преподобного Сергия по сей день.
Преподобный Никон, свято храня правила жизни, завещанные великим Сергием, и сам перед своей смертью, просил братию строго соблюдать устав иноческой жизни, заведенный в монастыре. В особенности завещал он непременно соблюдать установленный в обители чин молитвы дневной и ночной, нечасто выходить из обители, хранить терпение в искушениях, оказывать неукоснительное повиновение начальствующим в обители, ненавидеть праздность – матерь всех пороков, любить же трудолюбие, соединяя его с пением священных псалмов, любить безмолвие. Прилагая же к этому и наставление о человеколюбии, преподобный Никон сказал: «Если возможно, не отпускайте от себя никого с пустыми руками, дабы незаметно не оказать презрения Самому Христу, явившемуся вам под образом просящего». И 17 ноября 1426 года он мирно скончался.
Дорогие братия и сестры! Почти непрерывным потоком идет наш русский православный народ к великому печальнику Русской земли преподобному Сергию, неся с собою свои скорби и радости. Но будем помнить всегда, что с молитвами преподобного Сергия о нас, грешных, сливаются пред Престолом Божиим и молитвы преподобного Никона. Поэтому сегодня, в день его памяти, помолимся ему горячо и усердно, чтобы Господь по предстательству угодника Своего укрепил нас на пути добродетельной христианской жизни и сподобил достигнуть нашей конечной, вожделенной цели — будущей вечной жизни. Аминь.
30 ноября 2017