Евангелие о званых на пир

Евангелие о званых на пир

Сегодня воскресение 13 сентября 14-я неделя по Пятидесятнице, в которую Церковью установлено читать Евангелие о званых на пир и о брачной одежде (Мф. 22:1-14). Предлагаем Вашему вниманию проповедь схиархимандрита Авраама (Рейдмана) на это Евангелие в сокращенном варианте.

«Царствие Небесное, – сказал Спаситель, – подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего» (ст. 2). Царь – это, конечно же, Бог Отец. Под брачным пиром можно понимать Святую Православную Церковь, где люди воссоединяются со Христом и блаженствуют в предвкушении будущих вечных благ, пируют, вкушая духовные яства. Под брачным пиром можно подразумевать и будущую жизнь. Противоречия в этом нет, потому что Церковь есть уже открывшееся, начавшееся на земле Царствие Божие.

«И говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал» (ст. 12). Что можно понимать под этой брачной одеждой, если на брачный пир призваны мы все – и злые, и добрые? Я думаю, что это – покаяние. Что иное может надеть на себя злой человек, чтобы стать достойным присутствовать на церковном пире? Некоторые святые отцы считают, что это любовь, но может ли злой человек надеть на себя ризу любви? Есть ли она у него? Покаяние же такая «одежда», которую любой может на себя примерить и в которой будет выглядеть прилично. В ней, действительно, нуждается и злой, и добрый по сравнению с другими людьми, но перед Богом такой же грешный, как и остальные. Не нужно думать, что поскольку Господь нас призвал, то мы уже спасены: в Церковь нужно приходить с покаянием. Такому человеку нечего сказать, он не имеет никакого оправдания. Бог призвал тебя, когда ты был совершенно падшим, утопал в грехах и был далек от истины до такой степени, что даже не подозревал о ее существовании. Это относится к каждому из нас. Бог призвал тебя, привел в Церковь – и ты не хочешь каяться, как же ты после этого можешь оправдаться? Поэтому нам будет нечего сказать, у нас нет никакого оправдания.

Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (ст. 13). Что значит «связав руки и ноги»? Спаситель говорит о том, что человек, не имеющий покаяния, не способен ни на какие нравственные, духовные поступки. Он не может ни шествовать по пути заповедей – это обозначают связанные ноги, ни творить добрые дела, что символизируют связанные руки. Он брошен во тьму кромешную, то есть лишается Божественного света, лишается всякой благодати. «И будут последняя человеку тому, как сказано в другом месте Священного Писания, горша первых» (Мф. 12, 45). Человек скрежещет зубами, когда уже не имеет сил выразить свои чувства, у него нет никаких слов, а остается только одно безысходное сожаление и отчаяние. Это ждет всех верующих людей, которые не захотят присутствовать в Церкви в брачной одежде, то есть не захотят взять на себя подвиг покаяния.

«Ибо много званых, а мало избранных» (ст. 14). Много званых: Господь зовет и достойных, ведущих по видимости добродетельную жизнь, зовет и пребывающих на распутьях, заблудившихся. Он не пренебрегает ни злыми, ни добрыми, но требует от всех не только откликнуться на этот зов и войти в храм, в Церковь, стать членами Тела Христова, ветвями Божия виноградника (в таких образах изображает Священное Писание жизнь Церкви), но и находиться там в покаянии. Если мы не будем иметь покаяния, то низвергнемся во тьму внешнюю, то есть совершенно лишимся всякого богопознания. Уже в настоящей жизни мы это чувствуем; если внимательно следим за своей внутренней жизнью: после согрешения в душе появляется опустошение, некая тьма. Это – предзнаменование и предостережение от того страшного бедствия, которое ожидает человека в вечности, если он не покается. Это только слабая тень того отчаяния, которое почувствует человек, когда будет извергнут из Церкви окончательно, то есть после своей кончины.

Мы должны, во-первых, отозваться на зов Божиих посланников: пастырей Православной Церкви, и уже умерших – пророков, апостолов, святых отцов, и ныне живых – епископов и священников. Хотя мы, священники, может быть, и недостойны именоваться пастырями и носить этот высокий сан, но если мы наставляем согласно Евангелию, то вы обязаны повиноваться. Различные события, например, скорби, призывающие нас войти в Церковь и только в ней одной искать спасения и утешения, призывы нашей совести, время от времени громко звучащие в нашей душе, – это тоже Божии посланники. Книги святых отцов – тоже тот самый зов отшедших от нас пастырей, древних посланников Божиих. Всеми способами Господь призывает нас войти в Церковь и наслаждаться духовными благами, но только при одном условии – если мы наденем на себя приличную нашему состоянию и тому положению, в которое мы призываемся, одежду. А это и есть покаяние. Оно необходимо всем. Без покаяния невозможно ни приобрести какую-либо добродетель (в том числе и любовь), ни удержать ее, если она у нас уже есть. Только стяжав покаяние, мы сможем спокойно, смело, как близкие друзья, наслаждаться этим необыкновенным церковным пиром – пиром Христовым. Опомнимся, если у нас нет покаяния, постараемся всеми силами его приобрести, облечься в него и таким образом обезопасить себя от всевозможных духовных падений и преткновений, сделать себя достойными пребывания в Церкви. Как сказал святитель Игнатий (Брянчанинов), единственная жертва, которую Бог принимает от падшего человеческого естества, – это дух сокрушенный.

13 сентября 2020