Усовершенствованная техника в монастыре успешно обеспечивает производительность и быстроту исполнения определенного послушания. В некоторых случаях монахи, благодаря новой технике, могут стоять на службе в церкви, когда в это же время орошается огород или вымешивается тесто для хлебов и просфор. В малочисленном братстве при многочисленных паломниках использование электрохлеборезок и рисоварок часто спасает ситуацию. Хорошо и полезно для души, если монахи, обслуживающие технику, чередуют свою деятельность с ручным трудом, как, например, это можно представить себе в области вышивки или переплета книг. То, что достигается трудом, то ценится и бережется иначе, тем более что плодами рукоделия являются, как мы знаем, такие добродетели, как усидчивость, внутренний покой и нерассеянность ума. Было бы нелогичным игнорировать новые технологии при необходимости облегчить физический труд монахов, но все должно быть по мере необходимости, в разумных пределах и с рассуждением. Наряду с такими преимуществами, как удобство, быстрота и легкость, при пользовании техники душу монаха охватывает внутренняя спешка, и он незаметно для себя поддается суете, чтобы успеть сделать еще больше. Иными словами, он обретает себе «гонителя», хотя сам сетует на нехватку времени. Куда и зачем спешить монаху?
Монаху некуда спешить, и те, кто вынуждены жить в спешке, поэтому и притекают в монастыри для обретения покоя и отдохновения души. На монастырских послушаниях физический труд сопровождает молитвенный труд, и плоды этого сотрудничества – тишина сердца, внутренний покой и нерассеяность ума.
Самая опасная технология нашего времени – это интернет, который не напрасно называется сетью, паутиной, в которую попадает ум и сердце современного человека. Мы не должны прельщаться такими преимуществами, а вернее «приманками» врага, который убеждает нас, что это быстро, легко, удобно и дешево.
В наши дни Церковь пользуется интернетом для проповеди слова Божия по всему миру. В какой-то мере в этом могут участвовать и монашествующие. Но нужно помнить, что основная их миссия состоит не в создании сайтов или тому подобных вещах. Традиционное миссионерство для монашествующих – это миссионерство с помощью самой монашеской жизни, без слов свидетельствующей о любви к Богу и ближнему. Неограниченное пребывание в интернете не оправдывается необходимостью проповеди. По своему природному назначению человек призван господствовать над всем, что на Земле, и над интернетом тоже, но тут он становится слугой во вред своей душе.
Монах не приобретает добродетели терпения, которое так необходимо для общежительной жизни, а наоборот, теряет ее и становится раздражительным и суетным, он теряет самообладание. Находясь на послушании в интернете, он вольно или невольно умом своим выходит из пределов монастыря, а разнообразные впечатления от виденных разноцветных картинок печатью налагаются в его память и сердце. Полученная ко всему этому текстовая информация разрывает его внутреннюю целостность ума и постепенно вытесняет у него способность к целомудренному участию в службах и жизни монастыря. Легкость и быстрота достижения желаемого результата с помощью компьютера и новых технологий вселяют в монаха легкомысленность, расслабленность и леность. А сердце его, переполненное полученной информативной пищей огрубевшего ума, не способно уже видеть и слышать брата своего, а тем более участвовать в его нуждах. Как больной раком с метастазами, человек связывается изнутри, и высыхают его человеческие функции – любовь, милосердие, радость, сочувствие и т. д.
Вместо этого – набирают силу любопытство и любознательность к этому хитро устроенному и увлекательному для человеческого ума средству передачи информации. Известны многие случаи падения монахов, причиной которых является бесконтрольное пользование интернетом в монастырях.
Поэтому, как нас наставляет наш Авва, необходимо работу за компьютером обязательно прерывать молитвой, примерно через каждые 20 минут. После вечерней службы уже не подходить к компьютеру. Компьютер должен находиться вне свободного доступа монахов.
Ответственность тут лежит на нас – игуменьях и игуменах.
Жизнь монаха должна быть прозрачна для игумена, который должен не только благословить на пользование интернетом лишь в определенное время и даже на конкретное действие, но и проследить точность исполнения этого благословения.
В любом случае отсутствие у монахов телефонов, личной электронной почты и доступа в интернет способствует духовному росту монаха, а наличие их – кроме вреда душевного и расстройства общежития, являются еще и соблазном для мирских посетителей монастыря. В наше время вседозволенности, легкомысленности и безразсудительности монашествующим важно осознать точность исполнения послушания. Современному человеку это дается с большим трудом, так как он доверяет своему рассуждению больше, чем наставнику. А рассуждение его основано на самоутверждении, которое тоже щедро дарует интернет, «обогащая» монаха чаще всего ненужной ему информацией, подпитывая в нем страсть любопытства.