Сегодня Православная Церковь отмечает память святых праотцов, а через неделю будет праздновать память святых отцов. В течение Рождественского поста мы праздновали память святителя Николая Чудотворца, апостола и евангелиста Матфея, благоверного князя Александра Невского, великомученицы Екатерины, апостола Андрея Первозванного, великомученицы Варвары, святителя Спиридона Тримифунтского. Это великие и почитаемые святые, многие из нас в эти дни поста отмечали день тезоименитства, потому что названы в память святителя Николая, апостола Андрея, Александра Невского, великомученицы Екатерины или Варвары.
Но перед самым Рождеством, в два предшествующих ему воскресных дня, как некую кульминацию подготовки к великому празднику Церковь предлагает нам вспомнить тех святых, которые далеки от нас и временем, и родством, и пространством, в память которых мы практически не называем наших детей и не строим храмы.
Сегодня мы вспоминаем допотопных праотцов Адама и Еву, Авеля, Сифа, Еноса, Еноха, Мафусаила, Ламеха и Ноя, сыновей Ноя Сима и Иафета, послепотопных праотцов Евера, Фарру, Авраама и Сарру, Исаака и Ревекку, Иакова, Лию и Рахиль, Иосифа и других сыновей Иакова, Моисея, Аарона, Девору, Есфирь, мать пророка Самуила праведную Анну, царей Давида, Соломона и, наконец, родителей Пресвятой Богородицы Иоакима и Анну и праведного Иосифа Обручника.
Рассуждая над вопросом, почему после грехопадения прародителей Адама и Евы многие тысячелетия не приходил на землю Спаситель, святые отцы Церкви говорили, что человечеству надлежало предварительно пройти долгий путь очищения и освящения в сонме патриархов и всех святых мужей Ветхого Завета, чтобы явиться, наконец, в неискусобрачной Деве Марии на той степени чистоты и святости, на которой оно могло сделаться вместилищем Святейшего святых Бога Слова. Ибо еще прежде сложения мира предопределено было Воплощение Бога, но даже до Пресвятой Марии не обреталось достойного вместилища для Воплощения. А когда обрелось оно, то и воплотился Господь. Святитель Димитрий Ростовский так говорит: «Кто может удивляться, что после преступления Адама не скоро пришло Слово Божие на землю воплотиться и спасти падший человеческий род, только через пять с половиной тысяч лет. Не нашлась на земле ни одна такая дева, которая бы была чиста не только телом, но и духом. Одна нашлась такая – первая и последняя, Которая из-за Своей сугубой чистоты, телесной и душевной, сделалась достойной быть храмом Святого Духа».
И сегодня Церковь предлагает нам обратиться к истории жизни предков Пресвятой Девы. Согласно тропарю сегодняшнего праздника, «верою праотцов Господь оправдал, в их лице предобручив с Собою Церковь из всех народов. Хвалятся во славе святые, ибо от семени их плод славный, — без семени Родившая Христа Бога» Дева Мария Богородица.
От семени праотцов произошел славный плод – Пресвятая Богородица, от них произошел по плоти Христос. Он есть потомок избранной части человечества, в которой сохранялась истинная вера, каковы были члены патриархальной Церкви, существовавшей до избрания Авраама, затем члены рода Авраамова от Исаака и Иакова, наконец члены послезаконной Церкви от Моисея до Христа, родившегося от Пресвятой Девы Марии. Всех этих праотцов Бог оправдал верою во Христа Искупителя, имеющего принести жертву за согрешивших людей. Эта вера началась с Адама. За преслушание заповеди, данной в раю, он изгнан из рая и приговорен с потомками, наследовавшими от него грех, к смерти, но вместе утешен был обетованием о Семени жены, имеющем стереть главу змия, т.е. об Искупителе, Который победит диавола, разрушит ад, победит тление и смерть. Вера в грядущего Искупителя поддерживаема была в Ветхом Завете многими другими обетованиями и пророчествами, например, тремя обетованиями Аврааму, Исааку и Иакову: о семени твоем благословятся все народы земные (Быт. 22, 14; 26, 4; 28, 14).
Ветхозаветные праотцы не только сами верою прияли от Христа оправдание и спасение, но еще чрез них Христос «от язык, то есть от всех языческих народов, предобручил Церковь» (Тропарь Недели праотец).
Благочестивые патриархи были проповедниками и исповедниками ее в окружавшем их мире языческом. Так, пророк Даниил, живя в Вавилонском плену, когда рассказал Навуходоносору и растолковал виденный им и забытый сон о судьбе царства Вавилонского и трех последующих за ним царств, привел этого царя-идолопоклонника к убеждению, что Бог Даниилов есть истинный Бог, достойный прославления во всех областях его царства, о чём Навуходоносор оповестил всех подданных. В среде язычников явились люди, которые научились веровать в истинного Бога, веровать в грядущего Христа Спасителя и ожидали Его пришествия на землю. К числу таковых принадлежали волхвы, Халдейские мудрецы, пришедшие поклониться новорожденному Христу, о рождении Которого узнали по необычайной звезде, приведшей их в Вифлеем. По выражению святителя Филарета Московского, они были остатком Церкви Данииловой.
Однако сегодня Церковь призывает нас не только вспомнить древнюю историю, но и обратить наше внимание на свою собственную жизнь. Жизнь ветхозаветных патриархов с их падениями во грехи и покаянием, с их борьбой за сохранение веры в грядущего Спасителя дает нам повод обратиться к своей собственной жизни. Ветхозаветные патриархи, не имея той благодатной помощи Божией, которую имеем мы, которая пришла при Воплощении Спасителя, а только в ожидании Его, дают нам пример величайшего покаяния после страшных грехов, беспримерного доверия Богу, твердой стойкости в стоянии в истине, уверенной надежды на пришествие Спасителя, искренней любви к Богу.
Читая Священное Писание Ветхого Завета, будем поучаться этим добродетелям у святых предков нашего Спасителя, у святых праотцов, «их мольбами, Христе Боже, спаси души наши!» (Тропарь Недели праотец).