«Егда в мире есмь, свет есмь миру» (Иоан. 9:5).
Сказав эти слова, Господь наш как бы в оправдание их немедленно отверз очи слепорожденному и таким образом просветил его (Иоан. 9:6—7). Но не для одних слепцов, которых так часто исцелял и просвещал Господь, Он на земле явился светом: нет, Он был и остается светом миру, светом для всех людей, и следовательно для каждого из нас.
Первое свойство света то, что он прогоняет тьму и делает предметы видимыми. И Господь Иисус говорил о Себе: «Аз Свет в мир приидох, да всяк веруяй в Мя во тьме не пребудет» (Иоан. 12:46). Он разогнал духовную тьму, облегавшую весь род человеческий впродолжение тысящелетий: тьму невежества, предразсудков и заблуждений, тьму многобожия, идолопоклонства и всякого рода суеверий. Он «дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго», которого «никтоже виде нигдеже» (Иоан. 1:18; 1 Иоан. 5:20). Он уяснил для нас нашу собственную судьбу от ея начала до конца, возвестив нам о нашем происхождении и высоком предназначении, о нашем падении и средствах к возстановлению. Он открыл нам и тайну бытия мира: его начала, цели, отношения к Богу и человеку. И ныне, ходя во свете лица Христова, мы видим все существующее в истинном виде, хотя видим «верою», а не знанием: потому что область святых истин, открытых нам Христом, есть область вышеопытная, и не подлежит ни нашим чувствам, ни изследованиям нашего разума, который даже на самых высших степенях своего развития, пока человек остается во тьме, в состоянии только гадать о ней, и высказывать одни мнения, предположения.
Но свет не только светит, а и живит: способствует развитию, возрастанию, созреванию живущих существ. И Господь Иисус сказал о Себе: «Аз есмь Свет миру: ходяй по Мне, не имать ходити во тьме, но имать свет животный» (Иоан. 8:12). Христос есть для нас свет животный: потому что, «просвещая всякого человека, грядущого в мир» своим учением (Иоан. 1:9), Он действительно и оживляет каждого верующаго, или возраждает духовно в таинстве крещения, сообщает каждому верующему «вся Божественныя силы, яже к животу и благочестию», чрез таинство миропомазания (2 Петр. 1:3), удостоивает каждого верующого приобщаться вечному животу в таинстве евхаристии, снова оживляет всякого согрешившаго, но кающагося христианина, в таинстве покаяния. Христос есть для нас свет животный: потому что, просветив наш разум истинами веры и надежды, просветил и нашу волю истинами любви, указал нам путь живота духовнаго, уяснил нравственные законы, которые хотя начертаны в нашей совести и сердце, но вследствие грехопадения омрачились в нас и ослабели; а с другой стороны и потому, что способствует нам своею благодатию идти по этому пути живота, возрастать и укрепляться в христианском благочестии, приносить духовные плоды, как «действуяй» в нас «и еже хотети, и еже деяти» все доброе «о благоволении» (Флп. 2:13).
Обратимся к самим себе. Мы призваны «в чудный свет» Христов (1 Петр. 2:9), окружены этим светом, называемся «сынами света» (1 Сол. 5:5): что же, действительно ли он просвещает нас и оживляет? Увы! Многие, даже весьма многие из нас мало знают истины откровения, возвещенныя Христом, и следовательно остаются во тьме; другие, если и достаточно знают эти светоносныя истины, но слабо веруют в них, или почти не веруют, и таким образом сами закрывают свои духовныя очи от света Христова: ибо только веруяй, как сказано, во тьме не пребудет; третьи — наибольшая часть — мало согреваются лучами благодати Христовой и не живут жизнию о Христе, а предаются «делом неплодным тьмы» и смерти (Ефес. 5:11). Скажите, этому ли надлежало быть? Для того ли нам дарован свет Христов, чтобы мы пребывали во мраке? Для того ли мы сделались христианами, чтобы жить по-язычески?
Все вы, которые мало знаете истины откровения, старайтесь изучить их, да возсияет на вас свет Христов; все вы, которые слабо веруете в истины откровения, старайтесь стяжать и укрепить в себе веру, да просветиг вас Христос; все вы, которые пребываете в смерти по грехам своим, старайтесь обратиться к Богу, да оживотворит вас Христос. Да явимся все мы, братие, не по имени только, а по самой жизни «сынами света» Христова. Аминь.
Митрополит Макарий (Булгаков)