Сегодня, 8 марта, торжественно отмечается Первая Неделя Великого Поста, которая называется также Неделей Православия по совершаемому в этот день чину торжества Православия. Он был установлен в Греции в первой половине IX века в память о торжестве Православной Церкви над всеми ересями, возмущавшими Церковь, и особенно над последней из них – иконоборческой, осужденной на VII Вселенском Соборе в 787 году. В эту Неделю совершается особое богослужение в Патриаршем и в кафедральных соборах, называемое чином Православия. Предлагаем Вам проповедь прот. Всеволода Шпиллера, посвященную этому празднику.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Начался Великий пост, прошла только одна его неделя. Она бывает очень трудной именно потому, что, начиная пост, человек с особым усердием хочет каяться в своих грехах. Он погружается в себя и видит столько ужасающей скверны, видит столько страстей, которым он подчинён, почему и грешит. А сегодня, в первое воскресение Великого поста, Церковь велит нам праздновать Торжество Православия, как сказано в стихире этого праздника за всенощной, с особой радостью.
Дело в том, что перед отцами VII Вселенского Собора стоял очень трудный вопрос. Как можно изображать Бога на иконах (икона — греческое слово, по-русски значит образ), как можно изображать невидимого Бога в красках, мозаике, каким-либо другим образом? Бог в сущности своей, конечно, непостижим и невидим. Но Премудрость Божия открыла Божество в воплотившемся Боге Слове, втором Лице Пресвятой Троицы, в Лице Иисуса Христа, Богочеловека. И когда на иконе изображается Иисус Христос, то изображается вместе с Его человеческим естеством и Божеское Его естество, потому что в Нём соединены неслиянно и нераздельно две природы: Божественная и человеческая. Соединены две природы потому, братья и сёстры о Христе, что в природе человеческой заложено нечто такое, что дало возможность восприять человеческое естество Самому Богу. Это Образ Божий в нас, вложенный при сотворении в человеческую природу, это сообразность Самому Богу каждого из нас с вами в глубине, в ядре, в самой сущности.
Вот кто каждый из нас с вами, вот какой каждый из нас с вами! Именно об этом и напоминает Церковь нам сегодня. Хотя мы и видим в себе всю свою скверну, всю свою греховность вместе с Иоанном Дамаскиным, который когда-то воспел: «Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений», Образ Божий в нас неистребим и неуничтожим до конца никаким грехом. Он всегда в нас, он нам присущ.
Почему же, братья и сёстры, Церковь решила первое воскресенье Великого поста назначить для празднования, для воспоминания этого события — утверждения иконопочитания, за которым стоит утверждение веры христианской в Бога и в человека? Потому что, когда мы каемся в своих грехах (в Великом посте мы должны, хотим, стараемся каяться), то действительно может одолеть уныние, можно придти в отчаяние от увиденного в себе. Нам нашёптывает какой-то диавольский голос, что человек в своей природе— зло, что он плохой. Это клевета на человеческое естество! Мы не должны ей поддаваться. Мы должны верить в то, что в нас вложено добро, сколько бы скверны в нас ни было, какие бы грехи нас ни мучили.
Весь смысл покаяния в том, чтобы раскрыть в себе первозданную красоту естества человеческого, Образ Божий в себе раскрыть. Каясь в грехах, мы именно очищаем этот образ, который затемнили грехами, но не уничтожили до конца. Покаяние только и возможно по-настоящему потому, что мы плохое в себе видим, отличая от хорошего, от светлого. Мы знаем, что такое свет, и знаем, что в своей глубине человеческое естество — пресветлое, потому что Образ Божий в нём содержится. Церковь зовёт сегодня поклониться изображаемому на иконах Пречистому Образу Господа Иисуса Христа — Богочеловека. Говоря о том, что присутствие Бога на иконе действительно реально, Церковь властно указует нам на другой образ, на другую икону, в которой также действительно присутствует Божественная сила: на образ, на икону Бога, вписанную десницею Творца в каждого человека, братья и сёстры. Вот почему христианскую жизнь нам нужно проводить в вере и верности Богу и в человеческое добро, в светлую глубину человеческого естества, которая может быть раскрыта и раскрывается с помощью Божией, особенно на путях покаяния. Аминь.