Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор
Дорогие владыки! Досточтимые игумены и матушки игумении! Братья и сестры!
Позвольте сегодня предложить вам тему, относящуюся преимущественно к тем, кто возымел желание «избрать подвижническое житие, и, по оставлении многомятежной бури житейских дел, вступить в монастырь». Святитель Григорий Богослов говоря о монашеской жизни замечает: «Монашеская жизнь – начаток будущего века». Значимым символом соединения Неба и земли является храм Божий. «В храме славы Твоея Господи стояще, на небеси стояти мним», – воспеваем мы на богослужении. Важно, чтобы чувство пребывания на Небе сохранялось не только в храме, но и за его пределами.
Не вызывает сомнения то, что жизнь православных верующих, и в первую очередь передовой части – монашества, должна быть наполнена литургической молитвой. Однако необходимо ответить на вопрос, как сформировать «богослужебное сознание» новоначального, желающего вступить на монашеский путь, и какие условия располагают к более вдумчивой и глубокой духовной жизни?
Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6:6). Эти слова Спасителя указывают нам на необходимость уединенной молитвы. Сам Христос неоднократно удалялся в места пустынные. И рассуждая о богослужении, его месте в жизни подвижников, мы не сможем обойти стороной того факта, что монашеский богослужебный чин зародился и формировался прежде всего в кельях иноков. Именно кельи стали тем местом, где монахи совершали свои первые богослужения. И состояли они преимущественно из пения псалмов, чем в дальнейшем было положено основание для чтения кафизм. По замечанию блаженного Августина, «Любовь к псалмопению родила монастыри». Таким образом, келейное правило стало основой для последующей монашеской богослужебной традиции.
«Частной литургией» называют некоторые подвижники современности келейное правило монаха. Эта молитва не является неким единократным действием, но обнимает собою всю жизнь инока, представляет общее делание его подвижнического пути. Путь этот неизменно связан с взаимоотношениями с братией обители, в чем кроется залог стяжания «духа мирна». Такое состояние приобретается не чем иным, как непрестанным молитвенным трезвением, удалением от суеты, уединением и благодарением Господу, подающему иноку Свою благодатную силу при совершении келейного правила. Только в молитве человек имеет возможность стяжать благодать, святость и единение с Богом.
Частная молитва инока непременно соединяется с богослужебным кругом и в особенности с Таинством Таинств – Евхаристией. Келейная молитва без участия в богослужении, принятия Святых Христовых Таин не может в полной мере стать опорой монашеского делания. Так же, как и богослужение без молитвенного подвига, неформального исполнения молитвенного правила является лишь внешним исполнением монашеского устава.
Однако возникает вопрос о том, как сформировать в новоначальных правильное отношение к богослужению с первых их шагов в обители, как способствовать тому, чтобы вновь вступивший в обитель проникся не только буквой, но и духом богослужения, которое должно стать неиссякаемым источником сил для очищения от страстей и духовного возрастания. Важно обратить на это внимание на начальных этапах становления еще не окрепшей души, так как, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), – «первоначальное направление, полученное при вступлении в монастырь, остается в подвижнике, в большей или меньшей степени, на всю жизнь».
Все благодатные дары, которые может получить вступивший на подвижнический путь, должны им быть восприняты еще в начале пути. Однако здесь, на фоне нехватки духовного опыта, новоначальный может отвратиться от правильного пути, не почувствовать той неподдельной радости от молитвенного предстояния перед Богом и совместного с братией пребывания на богослужении. И здесь необходимо подчеркнуть важность участия в жизни инока духовно опытного отца, настоятеля или настоятельницы обители, которые могли бы поделиться своими знаниями и опытом в преодолении опасностей.
На фоне нехватки духовно опытных наставников, особенно в новооткрытых монастырях, важно, чтобы иноки почерпывали недостающие знания и опыт из Священного Писания, святоотеческих источников. Для этого целесообразным было бы заботиться о богословской подготовке послушника в духовной школе. Богословская подготовка, которая включает в себя не только образовательную функцию, но и воспитательную, способна помочь новоначальному увидеть в богослужении, помимо прекрасной и законченной формы, источник, питающий душу Живой Водой Истины. Богословие может дать возможность увидеть симфонию формы и содержания, величие образов, которые богослужение являет человеку.
В связи с этим необходимость получения духовного образования для вновь приходящих в обитель должно стать объектом особого внимания для настоятелей и настоятельниц монастырей.
Богослужение наше не лишено определенной зрелищности и красочности. Многие его элементы призваны были поразить человека, дабы он мог воскликнуть вместе с послами князя Владимира: «Не знаем, на небе мы были или на земле». Для нас с вами очевидно, что современный мир перенасыщен зрелищностью и впечатлениями. Человека трудно уже чем-либо удивить или поразить.
И в этой связи на первый план выходит, прежде всего, внутреннее делание, содержание службы, ее молитвенный настрой. Сохранять этот настрой, став деятельной частью происходящего в храме, новоначальному помогает исполнение послушаний. Чтение и пение на клиросе помогает глубже понять церковную службу, устав и правила. Пономарское послушание также вызывает интерес большинства послушников, которые с жаром изучают его правила и обязанности. Есть и другие послушания, привлекающие человека к активному участию в богослужении. Все они позволяют в полной мере прикоснуться к обрядовой стороне богослужения, почувствовать себя частью великого дела. В результате, послушник проникается любовью и уважением к церковной службе и ее уставу.
Все эти методы могут привести к успеху лишь в одном случае – если перед глазами братии будет всегда предстоять образец и пример следованию монашеской жизни, любви к уставному богослужению. Лишь серьезное отношение к богослужению, не как к придатку или тяжелой повинности, поможет новоначальным в их борьбе с различными искушениями и укрепит их в духовном делании.
Резюмируя вышесказанное, именно в кельях монахов мы можем увидеть зарождение и развитие монастырского богослужения. И ныне, говоря о содержательной стороне жизни монаха, мы вновь возвращаемся из храма в келью. Невозможно со всей серьезностью подходить к богослужению, не имея твердой основы в правиле келейном. Более того, то духовное сокровище, которое инок износит из храма, должно быть приумножено им в своей частной молитве, о чем прямо сказано в «Положении о монастырях и монашествующих»: «Во время пребывания в келье монашествующие призваны хранить и развивать молитвенный настрой, созданный общей церковной молитвой». Это развитие и стремление к более глубокому погружению в молитву есть наиважнейший столп, на котором строится духовное здание новоначального.
Таким образом, богослужение неразрывно связано с духовной жизнью подвижника. Последняя немыслима без первого, как и первое без последней. Так, церковная служба является важнейшей частью мистической жизни инока, которая глубоко укоренена в литургическом опыте, переживаемом в богослужении. Преподобный Паисий Святогорец однажды сказал: «Церковь – это корабль. Кто-то может на нем спать, кто-то ничего не делать, кто-то бороться с волнами. Но он все равно продолжает свой путь, и вместе с ним плывут вперед и все пассажиры. Главное – находиться внутри Церкви. Поэтому старайтесь не пропускать богослужения и почаще бывать в храме». Пусть же это наставление будет начертано на сердцах всех людей, желающих приобщиться к ангельскому житию в этой земной жизни.
Источник: сайт "Монастырский вестник"