Архимандрит Ефрем (Мораитис)1
Чада мои, подвизайтесь подвигом добрым[1]. Любовь да пребывает среди вас. Да устремляется к любви как к единому центру все братство. Эгоизм да будет далек от помысла и уст.
Кто хочет быть первым, да будет всем рабом[2], – говорит Господь. И если мы не уподобимся малым детям в беззлобии и простоте, то не войдем в Царство Небесное.
Когда любовь правит братством, тогда Христос невидимо все благословляет. Радость, мир, самопожертвование ради братий зажигают сердце каждого брата. И молитва тогда обретает неодолимую силу, и тем большей любовью во Христе и жертвенностью обогащаются души, и славится Христос, и совершается Ему служение, а мы становимся смиренными орудиями в прославлении святого имени Божия.
Подлинная любовь не завидует добрым дарованиям брата, не радуется, когда слышит унизительные слова или обвинения в его адрес, никогда не устает хвалить преуспеяние брата.
Любовь не завидует, не тщеславится, не бесчинствует, не ищет своей пользы, но пользы брата, не гневается, не помышляет зла, все любит, все терпит[3]. Имеющий подлинную любовь никогда не согрешает против своего брата.
Итак, молитесь, чада мои, чтобы Сама Любовь – наш Бог – дала нам дар любви во Христе. Когда эта любовь воцарится в наших сердцах, в наших словах и делах, тогда будем питать надежду на благое будущее братства, сплоченного во Христе, в духе Христовом, в духовной славе, объединившего на непоколебимом основании свои устремления, словно одна душа во многих телах.
2
Чада мои возлюбленные, молюсь, чтобы Бог любви укрепил вас в любви друг ко другу и дал вам ту любовь, которая не лукавит, не творит соблазнов, но наипаче рассеивает их мудростью, которую сама порождает.
Молюсь, чтобы Господь дал любовь чистую, любовь, которая затворяет уста обладающего ею и не позволяет низвергнуться в бездну осуждения, оговора, клеветы, лжи, лицемерия и иных бесчисленных зол, которые совершаются языком при отсутствии этой подлинной по Богу любви.
Обладающий любовью в Боге пребывает, и Бог в нем[4], и это свидетельство того, что мы Божии и любим Его, если имеем подлинную и неподдельную любовь друг ко другу.
Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца[5], он находится в духовной тьме и не ведает, куда идет[6].
Мы получили от Господа нашего Иисуса важнейшую заповедь – любить друг друга. И диавол дал заповедь слушающим его – друг друга ненавидеть. Стало быть, чью заповедь мы храним, того мы и ученики, и послушники.
Убоимся, чада мои, холодности к брату и вражды, а также и различных от нее помыслов, которые мало-помалу приводят душу к демонической ненависти, ибо тогда мы подчинимся врагу нашего спасения – диаволу, как господину, и соберем в своей бедной душе неисчислимое зло!
Любовь – это основание, фундамент, а также и кров той души, которая обладает ею. И душа эта имеет живущего в себе Бога любви и каждую секунду радуется светло.
Для существования общежительного монастыря совершенно необходимо, чтобы была взаимная любовь между его членами, ибо любовь будет золотой цепью, соединяющей всех братий в единое и неразрывное целое, чтобы оно могло противостать соблазнам, которые всегда будет производить господин вражды и ненависти – диавол. Любовь будет той непобедимой силой, которая сплотит члены в одно тело, с предстоятелем во главе. И сила эта каждый раз, когда возникнет такая необходимость, будет побеждать иную, совершенно противоположную, силу зла, которая стремится оторвать члены от единства.
Если любовь слаба и непостоянна, то по мере ослабления этой любви сопротивник-диавол будет одерживать победу за победой. Что же это за вражеские победы? Соблазны внутри братства, прекословие, непослушание, споры, гордость, хвастовство, зависть, ненависть и, наконец, позорное бегство из монастыря!
Подумаем, чада, Ангелы на небесах прекословят ли, совершают ли ослушание, творят ли свою волю, враждуют ли, ненавидят ли, отступают ли от места своего предстояния пред престолом Божиим? Конечно, нет.
Это сотворил прежде всех воссиявший денница, был низвергнут и стал сатаной!
Так же и мы: раз облачились в ангельский образ, то не должны ли жить по-ангельски? Как можно счесть вашу жизнь ангельской, когда я вижу между вами прекословия, споры, своеволие, вражду и, что хуже всего, преслушание? Разве не поступаете вы наперекор советам моего недостоинства? И не получите ли за это большее осуждение, согласно слову Писания: знавший и не сотворивший бит будет много[7], то есть будет строго наказан многими и страшными ранами и испытаниями?
Устрашимся, чада, непослушания преподаваемым нам советам, ибо любые преступление и преслушание неизбежно влекут за собой наказание, поэтому будем подвизаться против них. Подчиняйтесь в том, что вам повелевают, чтобы получить неувядаемый венец любви и послушания, когда Подвигоположник Иисус Христос будет раздавать награды и венцы.
Желаю, чтобы Победительница в христианских сражениях, Владычица мира удостоила вас предстательства Своего и молитвы всех святых, дабы вы получили неувядаемый венец вечной славы!
3
Чадо мое, злые помыслы, которые приносит тебе диавол, подталкивая тебя к сосложению с ними, старайся изгонять. Особенно же презирай помыслы ненависти к братиям, ибо их цель – отнять у тебя величайшую добродетель, то есть любовь. И если они достигнут этого, то совершенно приобретут твою душу. Когда же мы потеряем любовь, то есть Бога, ибо Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем[8], чтО еще у нас останется для спасения? Как говорит и апостол Иоанн: ненавидящий брата своего есть человекоубийца[9], и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза[10].
Чадо мое, совершенно не слушай эти братоненавистнические помыслы, но изгоняй их тотчас и твори молитву или говори сатане: «Чем больше ты, диавол, будешь приносить мне помыслы ненависти к моим братиям, тем больше я буду любить их, ибо есть у меня повеление от Христа не только любить их, но и приносить себя ради них в жертву, как и Христос принес Себя в жертву ради меня, жалкого». И тут же мысленно обнимай тех, к кому сатана внушает тебе ненависть, и говори: «Посмотри-ка, завистливый сатана, как я люблю их. Я умру ради них!». Когда ты будешь поступать так, то Бог увидит твою благую волю и употребляемый тобой способ борьбы с диаволом и тут же придет на помощь и освободит тебя.
4
Молюсь всеблагому Богу, чтобы Он ниспослал вам Всесвятаго Духа, как и Своим богопосланным святым апостолам, чтобы вы просветились в шествии по претрудному пути спасения. Се, что добро́, или что красно́, но еже жити братии вкупе[11] (в любви). Нет ничего прекраснее братства, исполненного любви по Богу. Все сияет, все полно красоты, а Бог в высоте веселится, и радуются святые души Ангелов там, где любовь безгранична.
Любите друг друга, как и Я возлюбил вас. По тому узна́ют все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою[12].
О любовь, у обладающего тобой поистине блаженно сердце, ибо в любви получишь все, что только пожелаешь! Смирение, радость, терпение, благость, сочувствие, снисходительность, просвещение и так далее.
Нетруден прекрасный путь любви, и в любви нет ни упрека, ни скверны: совесть свидетельствует, что душа имеет дерзновение к Богу. Когда же нет любви, тогда душа не имеет дерзновения в молитве, но, как побежденная и немужественная, не может поднять головы, ибо обличается в том, что не любит так, как возлюбил ее Бог, и преступает этим заповедь Божию.
Если мы не любим брата, которого видим, то как возлюбим Бога, Которого не видим?[13] Имеющий истинную любовь имеет Бога. Кто не имеет любви, в том нет Бога.
«Ты видел брата своего? – Видел Бога». «Спасение от ближнего твоего», – говорят святые отцы.
Древние преподобные отцы без труда шли по пути спасения, ибо жертвовали всем, чтобы не отпасть от любви. Любовь была целью их жизни. Наш собственный путь спасения весь усеян колючками, и проросли они потому, что нет любви. И поэтому при ходьбе мы все время раним себя до крови. Весь дом колеблется, если фундамент любви мы положили плохо.
5
Понуждай себя, чадо мое, ради своей души. Понуждай себя в упокоении братий, и Господь упокоит тебя, даст тебе Свою благодать.
Твори терпение, твори послушание, стань для всех сором, и Господь просветит тебя.
Велик тот, кто обладает большим смирением. Бог дает благодать тому, кто имеет страх Божий и слушается всех, как маленький ребенок, и непрестанно ищет святой воли Божией. Никогда такой человек не ищет своей воли, но воли Божией и воли других людей. Всегда он говорит: «Как пожелаете, как знаете». Своего мнения он не высказывает, потому что считает себя меньшим всех. Когда ему приказывают что-то сделать, он готов, отвечая: «Буди благословенно».
Вот, чадо мое, так поступай и ты: сего трепещут демоны, убегают далеко и более не приближаются. Они очень боятся, когда видят смирение, послушание и любовь ко всем.
6
Ты, чадо мое, исполняй свой долг. Если они не творят послушания, оставь их на Бога и будь спокоен. Это зависть диавола, чадо мое. Куда же пойдет диавол: в горы? Нет, он идет туда, где подвизаются ради своего спасения. Поскольку и мы желаем спастись, он и нас возмущает, а мы того не постигаем.
Подними, чадо мое, тяжесть братий. Бог – праведный Воздаятель каждому. Придет время, и ты увидишь, сколько Он даст тебе за труды, которые ты приложил о стольких душах. Потрудись в этом мире. Помогай и никогда не лишишься помощи Божией. Сей теперь: придет время, когда ты будешь пожинать плоды. Молись, чтобы Бог поддержал тебя в терпении, в рассуждении, в просвещении. Я молюсь о тебе все время, но не имею дерзновения пред Богом, и потому молитва моя не приносит плода.
Помысли о том, что претерпели отцы, чтобы спасти других. Это не малое дело. Ты помогаешь другим, а на тебя обрушивается диавол и приносит тебе скорби. Итак, терпи, мужайся и говори: «Умру в этом подвиге, помогая спастись своим братиям, и Бог не попустит мне погибнуть, поскольку делаю я это ради Его любви».
Да, твори так и увидишь, какую силу получишь в этом подвиге и какую радость. Иногда нетерпение, отчаяние и пессимизм лишают человека благодати Божией, а он ошибочно приписывает это тяготам, которые переносит. Но мужество, жертвенность, смелость и вера в Бога привлекают благодать Божию. Молюсь, чтобы Бог поддержал твой дух, да будешь подвизаться с новыми силами.
7
Пребывайте в союзе любви друг ко другу, ибо любовь – это начало и конец, основа всего. На любви к Богу и братиям утверждается весь закон и пророки[14]. Без любви мы медь звенящая, абсолютное ничто и, по апостолу Павлу, если ради Христа и тело предадим на сожжение, и если все наше имущество раздадим, и всю жизнь свою будем проводить в суровейших подвигах ради Христа, но без любви, то ничего мы не достигнем[15]. Стало быть, со всем усердием будем стараться удержать сильную любовь друг ко другу, чтобы и самые незначительные наши дела были одобрены Испытующим сокровенное наших сердец.
8
Ты пишешь мне, чадо мое, о неком человеке, огорчившем тебя, что ты проклял его. Нет, чадо мое, не проклинай никого, какое бы зло тебе ни сотворили. Христос заповедует нам любить врагов наших. Как же мы произнесем плохое слово? Проси прощения у Бога и впредь люби его как своего брата, независимо от того, согласен ты с ним или нет. Разве Христос на Кресте не простил Своих распинателей? И нам ли не поступать так же? Да, чадо мое, мы должны всех любить, независимо от того, любят ли другие нас или нет. Они сами дадут в этом отчет.
9
Чадо мое, всегда оправдывай своего брата, а себя осуждай. Никогда не оправдывай своих поступков. Научись говорить «прости меня», «благослови», и смирение осенит тебя изнутри. Терпи и не замечай грехов своего брата, помни о долготерпении Божием по отношению к твоим собственным грехам. Возлюби так, как любит тебя Иисус и как ты желаешь, чтобы тебя любили другие. Храни молчание, непрестанную молитву и самоосуждение и тогда увидишь, какую печаль, слезы и радость ощутишь. Но если ты будешь нерадеть об исполнении этого, тогда на смену благодати придут холодность и сухость.
Возлюби братий, и любовь твоя будет явлена на деле тогда, когда все их немощи ты будешь вменять ни во что и будешь любить братий, несмотря ни на что. Любовь сохранит тебя от всех грехов.
Следи только за собой, непрестанно укоряй самого себя – это лучший путь.
10
Желаю, чтобы душа ваша имела больше здоровья, потому что когда душа здорова, она имеет терпение в скорбях, имеет самоотречение и в теле, и в помысле. Ее не устрашают ни болезни, ни помыслы самолюбия. Когда душа здорова, она имеет в себе любовь, не соблазняется, терпит тяжелое слово брата, не выставляет его грехов, всегда у нее есть для ближнего доброе слово, она всем уступает и так освобождается от помыслов и скорби. Когда душа здорова, она не гневается, не ропщет, не прекословит, не сплетничает, не творит ослушания, не своенравничает. И многое другое, подобное сему, сопутствует доброму здравию души. Такого здравия я и ожидаю от вас, к нему вас побуждаю и о нем молюсь.
11
Подвизающемуся христианину
Письмо первое
Терпи этого человека, который опечаливает и соблазняет тебя. Терпи его с радостью, молись за него каждый день, всегда старайся делать ему добро, хвалить его, говорить ему с любовью, и Бог соделает Свое чудо, и он исправится. Прославится Христос, а диавол, творящий все соблазны, умолкнет. Особенно понуждай себя в отсечении лжи и осуждения. Правило твое – одна четка в день о ненавидящем тебя человеке, чтобы Бог просветил его к покаянию, и на протяжении одного месяца совершай по десять поклонов.
Если этот человек сделает что-то против тебя, ты не обращай внимания и терпи. Пусть с тобой поступают несправедливо – сам ты не поступай так. Пусть тебя заушают – сам не заушай. Пусть осуждают тебя, а ты не осуждай. И когда сделаешь так, Сын Божий вселится в твоей душе вместе со Отцем и Святым Духом.
Подвизайся добрым подвигом[16], не взирай на поступки этого человека, как и Христос презрел твои грехи.
Письмо второе
Я обрадовался, когда узнал, что ты сам понуждаешь себя к тому, чтобы победить[17] этого человека, который так преследует тебя. Да, чадо мое, любовь побеждает все. Стремись к любви, смирению, чистоте. Одну четку совершай за этого человека. Христос просветит его. Все это дела диавола. Когда Христос прогонит его, тогда и человек станет «ягненком».
12
Во всем отдавай предпочтение своему брату. Пусть тебя отличает уважение к другим. Ради Бога не ругайся, не осуждай. Это поступки не монаха, а мирянина, находящегося далеко от Бога. Ты посвящен Богу. Что желает Он, сие твори, сие да руководит тобой в поведении с другими людьми.
Когда ты видишь, что ругаешься, тогда ты должен знать, что творишь волю диавола, и Бог очень сильно огорчается. Ангелы же, видящие тебя, скажут: «Да что же у него такое, что он враждует? Разве не помышляет он о заповеди Божией – о любви?». Когда же они видят, как ты жертвуешь собой ради любви Христовой, радуются и сами величают Бога, дающего Свою благодать, чтобы человек побеждал диавола.
13
Прошу тебя, чадо мое, понуждай себя к братолюбию. Монах без любви – духовный мертвец. Не суди человека. Молчи об излишнем, о ненужном, о вредном и не подобающем для монахов.
Почему, чадо мое, ты оставил мир? Разве не для того, чтобы стать святым? Разве не для того, чтобы иметь подлинную любовь по Богу? Когда ты ворчишь и осуждаешь старших тебя, разве исполняешь намерение, ради которого ушел из мира? Доколе будет смеяться диавол, доколе ты не положишь начала покаянию и исправлению? Время проходит и конец приближается. Будем понуждать себя сейчас: сейчас исправляется все. Потом будем локти себе кусать, да бесполезно.
14
Мы находимся в преддверии святого Богоявления. О, какое снисхождение! Он нагим входит в струи Иордана! Кто? Тот, Кто есть Слово Безначального Родителя, Кто древле сказал: «Да будет…»[18] – и все предстало пред Ним! И вот, является нагой, чтобы нам, обнаженным, даровать усыновление.
Иордан, зря Невидимого видимым, Бесплотного воплотившимся, возмутился и обратил свое течение вспять! Креститель же Иоанн затрепетал: «Как, – говорит он, – раб будет крестить Владыку, как светильник может просветить свет?». Какой свет? Тот блаженный, Трисолнечный Свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир![19]
А безначальный Отец свидетельствует о Своем собезначальном Сыне. Уте́шитель же, в виде голубя нисшедший и почивший на главе Иисусовой, подтверждает истинность слова.
Трепещет от радости и ликует каждая христианская душа пред великим таинством Богоявления! О, какой у нас Бог Отец! Но не замечают, забыли о сердце Божием, как оно любит человека! Оно вопиет через пророка: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя[20]. Если (раньше), будучи врагами (Богу)[21], мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его[22].
О, сколько утешения эти слова апостола Павла подают недавно покаявшейся душе! Великое дерзновение перед Богом имеет та душа, которая милует своего ближнего и сострадает ему словом и делом!
Когда святой Андрей, юродивый Христа ради, юродствовал в Константинополе, одна богобоязненная женщина, у которой открылись душевные очи, придя в исступление, увидела блаженного Андрея, сияющего паче солнца. И когда люди били его, плевали на него, гнушались им, она видела рядом демонов, которые радовались, что в час смерти осудят тех, кто бил святого Божия и всячески издевался над ним! А святой Андрей, обращаясь к демонам, говорил:
– Нет, я умолил Бога, чтобы Он не вменил греха тем, кто бьет меня и издевается надо мной!
Затем Варвара (так звали женщину) увидела, как отверзлись небеса и огромная голубица, имевшая в клюве цветущую ветвь, нисшедши, воссела на главе блаженного Андрея и сказала:
– Приими этот цветок, посланный тебе от Отца светов, ибо ты милостив к бьющим тебя, как и Он милостив.
Вокруг же голубицы бесчисленные пташки различного вида пели небесные песни к веселию много потрудившейся ради Христа блаженной души!
Вскоре исступление закончилось. Блаженный же, приблизившись к Варваре, познал духом о ее видении и сказал ей:
– Варвара, сохрани тайну, доколе я в жизни, доколе не прейду в место чудесного обитания.
Милостивая душа уподобилась Богу и стяжала великое к Нему дерзновение!
Да даст нам Бог сердце сострадательное и милостивое, чтобы при исходе нашем открылись нам Божественные объятия, исполненные милости, сострадания и любви! Аминь, буди!
15
Как Бог милостив и прощает всех, так и мы должны уподобляться Владыке Богу и от сердца прощать прегрешивших против нас, ибо как чадо наследует характер своих родителей, так и мы должны по характеру души быть подобны нашему святому Отцу – Богу.
Претерпим приносящих нам скорби, как и Христос претерпел различные оскорбления грешников ради Своей к нам любви.
16
Великая честь для нас в том, что мы, поистине недостойные, призваны Богом послужить в деле спасения душ, быть Его орудиями, помня о том, что если бы другие не пожертвовали за нас своей жизнью – апостолы, исповедники например, – то мы не были бы чадами Божиими. Стало быть, что можем, сделаем. Дело же завершит Тот, Кто имеет силу для завершения.
Помыслите о временах катакомб, как подвизались наши первые христиане. С какой жертвенностью, с какой любовью они, когда их призывал христианский долг, приносили в жертву все самое дорогое, что им даровала природа. И в конце жертва приносила вечную славу.
Ах, как мы недостойны и, увы, всё теряем по причине маловерия (из маловерных я – первый), но уповаем на милость Господню, что она укрепит нас, чтобы мы и впредь смиренно несли наш маленький крест ради нашего утешения.
17
Чадо мое, с братиями пребывай в любви. Избегай споров, которые изгоняют благодать утешения и вместо нее подают горечь и ненависть. Любовью прославь Бога: По тому узна́ют все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою[23].
Что может быть прекраснее братской любви? Но злой сеятель, сеющий плевелы, лукаво и коварно бросает свои семена, и потому мы пожинаем и злость, и зависть, и равнодушие.
Поэтому бодрствуй, чадо, и не трать драгоценное время в суетных размышлениях, чтобы Господь, придя, не обрел нас пустыми и мы не лишились красот Царствия.
Смиряйся, непрестанно себя осуждай, не оправдывайся, возлагай вину на себя.
18
Пребывайте в любви друг ко другу; это неложный признак того, что вы любите и Бога. Не огорчайте друг друга. Это совершенно неподходящее поведение для тех, кто помилован Богом, покинул мир и облачился в одежды скорби. Не опечаливайте Святаго Духа недолжными помыслами, мыслями злобы и равнодушия. Да, чада мои, любите друг друга, согласно Божественной заповеди. Как огня берегитесь охлаждения к братиям, дабы сохранилась теплота Святаго Духа. Приложите старание для животворящей любви по Богу, чтобы внутренний образ вашей души сделать сияющим, дабы радовались приближающиеся к вам Ангелы. Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии[24].
19
Блажен, кто с молчанием и вниманием претерпевает слова брата, не имея в душе ненависти, или осуждения, или злопамятства. Такой человек уподобляется Христу, Которого, когда Он изгонял из людей демонов, евреи осуждали за то, что Он изгоняет бесов силою князя бесовского[25], и говорили: «Бес в Тебе, и кто может Тебя слушать?»[26].
Видишь, чадо мое, что и со Христом было так. Поэтому не печалься; если будешь терпеть, если будешь смиряться и говорить: «Поистине, много во мне бесов – ведь каждая страсть – это бес, и я таков, как говорит мой брат, и даже хуже», – и если постараешься любить его и быть ему послушным, тогда настанет день, когда ты освободишься от страстей, Христос воцарится в твоем сердце и даст тебе бесценный мир Божий.
20
Не разрушайте спасительной любви из-за ничтожных вещей. Не подозревайте друг друга и не приводите себя в такое внутреннее состояние, которое вредит душе. Убойтесь суда Божия. Горе тому, через кого приходит соблазн[27].
Не оправдывайте самих себя. Тяжесть любого дела возлагайте на себя, и тогда получите великую пользу для своей души. Если же вы оправдываете свои поступки и осуждаете вашего ближнего – брата, горечь и скорбь, как воздаяние за преступление, не оставят вас никогда.
Монах без самоукорения и гроша не сто́ит, стало быть, преуспеяния у вас не будет никогда.
Что бы вам ни говорил старец, считайте, что это воля Божия и что его устами говорит Господь. Только помышляя так, вы будете совершать послушание, как желает того Христос.
21
Господь соблазнителей осудит на вечный огонь. Любите друг друга искренне, не притворно и поверхностно, а с духовной глубиной. Христос настолько сильно возлюбил нас, что Его святая любовь стала для нас примером, дабы и мы подобным образом любили друг друга.
Если у нас нет любви на деле, а только на словах, то мы всуе труждаемся и боремся, потому что только воздух сотрясаем и уклоняемся от цели нашего спасения. Не будем обманывать себя, что спасемся, пренебрегая основной добродетелью – любовью. Если у нас нет истинной любви Христовой, то мы напрасно спешим, ибо никакой надежды на спасение нам не остается.
22
На твой вопрос, брат о Господе, исправлять ли своего ближнего, который неблагодарен, несправедлив и так далее, или ради награды терпения не исправлять, я отвечаю тебе. Если ты считаешь, что через увещание и указание брат получит пользу, мы должны это сделать, предпочитая пользу брата своей собственной и исполняя величайшую добродетель – любовь. Если считаешь, что никакой пользы от увещания он не получит, тогда, предпочтя собственную пользу, претерпи и неблагодарность, и несправедливость.
23
Послушание свое исполняй с терпением и благодарностью. Помышляй о том, что служишь Ангелам, а не людям.
Служи братиям с любовью: ведь ты их любишь. Старайся не огорчить брата, чтобы душа твоя не потеряла дерзновения к Богу. Ты ради любви Христовой служи как раб. Считай себя самым последним из всех братий. Смиряйся и узришь, какую благодать даст тебе Господь славы.
24
Подлинная любовь к ближнему имеет характерные черты: когда мы не осуждаем братий, не укоряем их, когда не обращаем внимания на их малые проступки и терпим их как свои собственные, служа братиям всегда и непрестанно осуждая самих себя; когда мы не завидуем им, не злимся на них, не радуемся об их прегрешениях, но более радуемся и веселимся об их добре и преуспеянии и молимся о них. В этих и многих других признаках проявляется наша подлинная любовь к братиям. Тогда поистине хорошо и приятно совместное жительство братий.
Итак, чада мои, понуждайте себя к стяжанию такой любви, ибо эта светлая и достойная небесных похвал любовь соделает вас чадами Божиими. Ведь и Бог есть любовь, и пребывающий в любви в Боге пребывает, и Бог в нем[28].
Но дабы приобрести эту весьма удивительную любовь, мы должны непрестанно призывать Бога любви, чтобы Он даровал нам ее.
Имя Божие, поминаемое в молитве «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», содержит в себе жизнь вечную, а жизнь вечная – это Бог любви! Значит, молящийся этой молитвой приобретает любовь подлинную, по Богу.
Тогда вперед! Вот оно, средство и способ к торжеству стяжания любви. Дерзайте и мужественно преуспевайте в подвиге. Творите молитву непрестанно, устно и умом. Днем более полезна устная молитва, так как ум рассеивается во время работы.
Текст приводится по изданию: Отеческие советы. Архимандрит Ефрем Святогорец, Издательство Саратовской епархии, 2016.
Источник: сайт "Монастырский хронограф"[1] См.: 2 Тим. 4, 7.
[2] Ср.: Мк. 10, 44.
[3] См.: 1 Кор. 13, 4–7.
[4] Ср.: 1 Ин. 4, 16.
[5] 1 Ин. 3, 15.
[6] См.: 1 Ин. 2, 11.
[7] Ср.: Лк. 12, 47.
[8] 1 Ин. 4, 16.
[9] Ср.: 1 Ин. 3, 15.
[10] 1 Ин. 2, 11.
[11] Пс. 132, 1.
[12] Ср.: Ин. 13, 34–35.
[13] См.: 1 Ин. 4, 20.
[14] См.: Мф. 22, 40.
[15] См.: 1 Кор. 13, 1, 3.
[16] См.: 1 Тим. 6, 12.
[17] То есть своим добрым отношением завоевать его расположение.
[18] См.: Быт. 1.
[19] Ср.: Ин. 1, 9.
[20] Ис. 49, 15.
[21] Замечания в скобках принадлежат автору.
[22] Рим. 5, 10.
[23] Ин. 13, 35.
[24] 1 Кор. 6, 20.
[25] Мф. 9, 34.
[26] См.: Ин. 8, 52; 6, 60.
[27] См.: Мф. 18, 7.
[28] Ср.: 1 Ин. 4, 16.