I. Церковный стих сей справедливо можно назвать поучением церковным на все святые посты. Наши слова и проповеди, по самой слабости их, бывают нередко продолжительны; а поучение Церкви столь же кратко, сколько сильно и действительно. Тем нужнее посему обратить на него все внимание и размыслить о том, чему учит в отношении к посту Св. Церковь.
II. Постимся постом приятным, благоугодным Господеви! Значит, есть пост неприятный и неблагоугодный Господу!
а) Какой же пост неблагоприятный Господу?
аа) Тот, когда ты не вкушаешь и обыкновенной, а может быть, и никакой пищи, а своим гневом и строптивостью изъедаешь душу и тело подручных твоих, слуг или домашних.
бб) Тот пост, когда ты во храме падаешь на землю и просишь себе отпущения грехов, – говоришь, чтобы они прощены были так же, как ты прощаешь все прегрешения против тебя, а выйдя из храма, пойдешь в суд, чтобы преследовать бедного должника твоего, взыскать с него до последней лепты, посадить его, в противном случае, в темницу, разорить весь дом его и семейство.
вв) Тот пост не благоприятен Господу, когда ты по внешности как будто смиряешь себя и говоришь, что ты первый из грешников, а внутренне не знаешь меры своим мнимым достоинствам, ставишь себя в мыслях выше всех, творишь из себя судию вселенского, готового судить и пересуждать всех и все.
гг) Тот пост неприятен и неугоден Богу, когда ты хочешь и ожидаешь, чтобы за малые поклоны и несколько воздыханий твоих отверзлись для тебя сокровища благодати Божией, уврачеваны были все язвы твоей совести, чтобы тебя ввели на самую вечерю Царскую и напитали Телом и Кровию Христовою, а сам, при всех стонах и воплях нищих братии твоих, не расположен уделить им и малой части от избытков твоих, хладнокровно оставляешь без всякой помощи больных и страждущих, медлишь ввести под кров твой странных, скупишься разделить с алчущими – не тело и кровь твою (пусть они остаются с тобою), а те горы и холмы снедей, от коих едва не распадаются житницы твои.
дд) Тот пост неприятен и неугоден Господу, когда ты боишься поднести к устам твоим чашу горячей воды; а не боишься, что из этих уст продолжают, по прежнему, выходить, как дым из пещи, слова праздные и гнилые, насмешки горькие и уязвляющие, намеки полные соблазна и заразы душевной. Все таковые и им подобные постники да не дерзают надеяться милости от Господа; пост их не только не благоугоден, но, по выражению пророка, есть мерзость пред лицем Божиим.
Лучше бы ты вкушал что угодно, но в то же время питал тех, кои и не в пост едва не умирают от голода; лучше бы ты продолжал украшаться твоими одеждами по-прежнему, но в туже пору излишним, праздно висящим и снедаемым от моли одеянием твоим прикрыл наготу нищих братии, кои стонут от холода; даже лучше, когда бы ты не прерывал обычных твоих забав и увеселений, но, прохлаждаясь сам, доставлял бы утешение и отраду тем, кои давно забыли, есть ли какая радость на земле.
б) Какой же пост благоугоден Господу?
Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления.
Удаление от всех этих пороков должно бы составлять для нас не пост, не принуждение и труд, а дело самое естественное, покой и радость, но проникнутая еще в предках наших грехом и своеволием, приученная нами самими к нарушению законов воздержания, природа наша до того сроднилась со страстями и похотями, что следовать страстям и злой воле для нее сделалось почти также естественным, как телу принимать ежедневную пищу. Посему, кто хочет быть свободным от грехов, для того надобно непрестанно удерживать себя от зла и принуждать к добру, также как постящиеся воздерживают себя от пищи и понуждают к богомыслию. Это-то воздержание от страстей и пороков, поучению Церкви, составляет пост истинный и благоприятный Господу. Внешние посты не всегда необходимы. Этот внутренний пост необходим во всякое время. Внешние посты преходят и оканчиваются, а этот духовный пост беспрерывен и должен окончиться только с нашею жизнию, когда мы, совлекшись бренной и грехолюбивой плоти, облечемся в нетление и бесстрастие.
аа) Итак, хочешь ли поститься воистину? Воздержи первее всего язык твой от всякого слова праздного, тем паче гнилого и неподобного. Начни пост духовный с сего малого члена телесного, который однако же есть великий враг и упорный противник. Победив его упорство, ты силен будешь обуздать и все тело (Иак. 3:2). В противном случае, язык твой, как дикий и свирепый конь, будет влачить тебя, вместе с постом твоим по дебрям лжи, злобы и лукавства.
бб) Хочешь ли поститься воистину? Оставь вместе с пищею всякую ненависть, досаду, ропот и пререкание; сделайся во всем и ко всем тихим, кротким, смиренным, благоснисходительным и любовным. Этого требует во время поста уже самое приличие.
вв) Хочешь ли поститься воистину? Удали от себя вместе со снедями и все прочие прихоти плотские, ибо ветхий и греховный человек твой ослепляет и губит тебя не одним пресыщением тела. Излишество в пище наносит еще вред только тебе одному, а прочие виды плотоугодия и сладострастия вредят, кроме тебя, и многим другим.
гг) Хочешь ли поститься воистину? Раздери, если есть у тебя, всякое неправедное писание на завладение чужим имуществом; прекрати дело, по сему случаю заведенное в суде; уступи, сколько можно, даже из собственных прав, чтобы не влачиться по судам, подобно еврею и магометанину.
дд) Хочешь ли поститься воистину? Обозри, чем можешь служить во имя Господа меньшей братии твоей о Христе и немедля приступи к делу благотворения: дозволь вход в житницы твои для тех, кои без всякой вины своей едва не умирают от глада, – одень нагого, прими сирого, призри недужного, посети заключенного.
III. Такой пост будет благоприятен для Господа! Соединяющий таким образом воздержание душевное с телесным не погубит мзды своея. Или лучше сказать, он уже приемлет ее здесь и теперь. (Сост. по «Проповеди», Иннокентия, архиеп. Херсонского).
Источник: сайт "Азбука.ру"