Протоиерей Артемий Владимиров
Сегодня Русская Православная Церковь вспоминает положение пояса Пресвятой Богородицы.
Поздравляем причастников с принятием Животворящих Святых Христовых Таин. Дай Бог нам сохранить полученную благодать без ущерба. Провести этот день в благодарении, в радости, в воздержании, в чистоте помыслов и творении благих и добрых дел. Дабы через нас прославился сегодня Господь.
А мы с вами еще раз воздадим словесную честь Пречистой Богородице Марии, Положение Пояса Которой, как было вчера рассказано, запечатлелось в памяти церковной.
Пояс Матери Божией, явившийся источником многих исцелений, был воспет нашим благочестивым народом. Так что у нас, в России, даже река Угра была наименована Поясом Богоматери. На этой реке некогда состоялось многомесячное стояние русского воинства. А по другую сторону реки стояли татары, не решавшиеся, по молитвам православных, пересечь этот таинственный рубеж, реку Угру.
И, может быть, Своим Поясом, который получил в наследство святой Апостол Фома. А затем из поколение в поколение христиан передавался этот Пояс вплоть до нашего времени. Своим Поясом Пречистая Дева напоминает нам слова Священного Писания, собственно, заповедь Ее Сына: «Да будут чресла ваши препоясаны», чем знаменуется добродетель воздержания. Такова уж наша природа падшая, что она ни в чем не умеренна. С великим трудом мы находим меру, златую середину. И, по большей части, весьма неумело пользуемся дарованными нам Богом земными благами. Впадаем, то есть, в невоздержание решительно во всем. Станем ли говорить - не знаем умолку. Станем ли слушать - и загрязняем душу тем, что слушать не положено и не должно. Пользуемся зрением так, что сердце часто оскверняется от зрелищ неподобающих. Еда - не столько укрепляет нас, сколько отягощает - опять-таки, по невоздержанию. Богодарованное лекарство сна - оборачивается нам в расслабление, истому, помрачение ума. И нет такого земного средства, уготованного Богом для поддержания нашей земной жизни, которое бы мы, из-за этого невоздержания, не обращали себе во зло. Почему Христос Спаситель и говорит Своим ученикам: «Да будут чресла ваши препоясаны». То есть, воздерживайтесь, в меру употребляйте, с благодарностью вкушайте, пейте, но умейте и поставить предел всякому земному благу. Ибо истинное ваше благо не на земле, а на Небе. «Не отягощайте же сердец ваших объядением и пиянством. Но будите как рабы, ожидающие с часу на час, и днем и ночью возвращения господина своего».
Этот Пояс Божией Матери напоминает нам о необходимости удерживать сердце от земных похотей и пристрастий. «Будьте, - завещавает нам Апостол, - как не имеющие в этом мире ничего», «Блаженны те, кто пользуется этим миром воздержно, ибо мир сей преходит». И, пожалуй, никогда не научится воздержанию как всеобъемлющей христианской добродетели душа человеческая, если не возымеет она вкус к молитве. Молитве - то есть, сердечному обращению к Господу. Чрез молитву сердце учится вкушать не земные, а духовные, небесные, истинные и непреходящие блага. Молитва, насыщая душу благодатью Божией, помогает ей, душе, ощущать и осознавать себя чужестранкой, странницей, пришелицей в этом земном мире. Человек, правильно, то есть, смиренно и постоянно, молящийся, силою самой молитвы поддерживает в душе убеждение, что все земные предметы в совокупности их представляют для души нечто чуждое ей. Душа наша гораздо ближе к Богу, Который Дух есть, чем к материальному, видимому, осязаемому миру. И особенно, если мы молимся преданно, искренне, тепло Божией Матери, Она учит нас, наставляет и назидает в добродетели воздержания.
Если всмотреться, то воздержание, именно оно, и дает нам ощутить вкус земного хлеба. Он бывает сладок человеку труждающемуся и вкушающему от плодов рук своих. Если мы правильно пользуемся сном, то познаем его лекарственное питательное значение. Ибо через сон Господь непостижимым образом восстанавливает наши телесные, душевные силы, возвращает нам свежесть восприятия мира, делает нас способными проникаться радостью от общения с миром, если последний служит для нас училищем богопознания. Воздержно пользуясь даром слова, мы постигаем, что наши слова суть истинно серебро, а молчанием питая душу, уготовляем себя к словесному, правильному святому служению ближним. Человеку, внимающий молитве, свершаемой в уме и сердце, становится проницательным в отношении всего того, что он слышит вне себя, вокруг себя. И Бог настоящему христианину дает мудрость воспринимать, как бы вбирать в себя, из окружающего мира только светлое, высокое, доброе, спасительное и прекрасное.