Юноша просит уже о другом, и опять льются слезы... Наступает старость. Неподвижный строгий взгляд обращен к небу, и опять на глазах слезы.
Много слез выплакано человечеством, много скорбных ручейков влилось в великое море, но потоки их не иссякают. Это слезы обиды, гнева, зависти, злобы, радости, умиления, покорности. Все они смешаны вместе, но не все омывают грехи человека. Одни из них чисты, как капли небесной росы, другие мутны, они несут в себе нечистоту – это слезы злобы, зависти, обид. Они не омывают грехи человека, не приносят успокоения душе. Они только надрывают больное сердце, разъедают открытые раны.
Но ведь Господь сказал, что плачущие получат утешение. Блажени плачущии [1], но только те, которые проливают слезы покаяния и умиления. Только покаянные слезы, соединенные с молитвой, приносят утешение страдающей душе. Подобно бальзаму, они разглаживают огрубевшие рубцы, подобно утренней росе, освежают увядшие листья души. Под действием этих слез оживает сердце, начинает сиять потухшее преждевременно лицо. Такие молитвенные слезы возвращают человеку утраченные переживания далекого детства. Под действием этих живительных соков возвращается желание жить, трудиться на благо ближних. Душа начинает приносить добрые плоды.
Блажени плачущии, яко тии утешатся. Тихий мир вливается в душу. Она обретает долгожданный покой. Это и есть начало утешения. Его подает небо, отражая в каплях чистой слезы свою небесную красоту. И человек, удостоившийся этого утешения, сияет особой красотой, подобно распустившемуся белоснежному ландышу, он простирает лепестки своей души навстречу лучам небесного Солнца. Его жизнь только в Солнце. Оно с любовью согревает ожившее сердце и зовет в обители рая. И наступает день, когда его уже нет на земле. Он на небе. Он цветет в раю и не завянет никогда. Так возрастают души многих праведных. Море слез излили они за свою душу и получили утешение. Слезы погашали их страсти, орошали их сердца и тем самым давали им силы для духовного делания. Нужно просить у Господа этот дар слез: «Господи, даруй ми слезы умиления, яко да теми Тя умолю очиститися прежде конца от всякого греха».
Вы спросите, какая сила слезной молитвы? Рассказывают, как один брат, придя в скит, подошел к келлии аввы Арсения. Открыв тихонечко дверь, он заглянул внутрь. Боже мой, что он там увидел! Он увидел огненный столб посреди келлии. Горит этот огненный столб и не сгорает. Ни дыма нет, ни жара. А в этом огненном пламени стоит, подняв руки к небу, авва Арсений. Он молится Богу. Он весь ушел в молитву. Что же за огонь вокруг него? Это молитвенная стихия, огненная броня, запрещающая бесам приближаться к старцу, это сила молитвы праведника, попаляющая изнутри и совне терние греховных помышлений. Увидев такое, брат пришел в ужас и чуть было не убежал из келлии, но страх сковал его члены, и он не мог сдвинуться с места. Авва Арсений, окончив молитву, вышел. Увидев монаха в великом смятении, авва спросил его: «И давно ли ты стоишь здесь? Не видел ли ты чего необычного?» Тот побоялся признаться и сказал в ответ: «Нет, авва, я ничего не видел». Побеседовав, старец отпустил его.
Дорогие мои, вот как молятся святые угодники Божии. Вот какова их молитва. Как пророк Илия на огненной колеснице, так ум их в пламени огня несется к Богу. А наша молитва совсем иная. И слез-то нет, и тепла-то нет, а об огне молитвенном и говорить не приходится. Стоим на молитве, очи сухие, и сердце как лед, и не огонь вокруг нас, а тьма греховная, непроницаемый мрак, и в этом мраке бесы прыгают от радости.
Вот где нужны слезы, вот где потоки слез надо проливать – плакать надо о нашей холодной молитве, о том, что мы молитвой Бога гневим. Он отвращается от такой молитвы, не слышит ее. Аминь.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Мф. 5, 4.
[2] См.: служба на преставление преподобного Сергия Радонежского. Песнь 4 канона.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра