Митрополит Феофан Казанский и Татарстанский
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня мы собрались с вами, чтобы почтить память святой великомученицы Варвары.
Только что мы слышали Евангелие (Мк. 5:24-34), как некая женщина, болевшая многие годы, истратившая большое количество денег на врачей, потерявшая надежду на исцеление, узнала о том, что есть Христос, Который является чудотворцем, исцеляет больных, слепых, хромых. Поверив, она не смела напрямую обратиться к Нему, попросить об исцелении, но положила в сердце хотя бы прикоснуться к краю одежды Его.
Так и случилось. Очевидно, было много народа, но в трепете она все же прикоснулась к краю одежды Спасителя и почувствовала, что прекратились потоки крови. И происходит другое чудо: вдруг оборачивается Христос и спрашивает учеников и народ: «Кто прикоснулся ко Мне?» Ученики в недоумении: «О чем Ты говоришь, Учитель? Такое количество людей, а Ты спрашиваешь, кто прикоснулся к Тебе. Невозможно, чтобы кто-то не прикоснулся к Твоей одежде». Но Христос говорит: «Нет, Я чувствовал, как сила исходит от Меня от некоего прикосновения».
Женщина поняла, что это относится к ней. Она падает ниц пред Спасителем и говорит: «Это я», — и получает еще большее благословение.
Это Евангелие читается в день памяти великомученицы Варвары. Задумаемся: почему? Только потому, что там упоминается о некоей женщине? Но причем здесь великомученица?
Кем была великомученица Варвара? Дочь знатного язычника, красавица. Отец богат и делает все, чтобы изолировать ее от мира. Но и находясь взаперти, не имея соприкосновения с внешним миром, Варвара видит гармонию природы — горы, леса, равнины, реки. Особенно поражает ее воображение небо. Сменяются времена года, дни, часы, солнце и луна, звезды как лампады Вселенной. И она невольно приходит к мысли, что есть Творец всего этого. И тоска поселяется в ее сердце.
Отец видит, что дочь затосковала, но думает, что это только потому, что она молода, красива и ее влечет внешний мир. Он позволяет ей это общение в надежде, что будет найден достойный ее красоты и богатства жених и она станет наслаждаться внешним благополучием.
Но не этого искала душа девушки. Так повелел Бог, что она познакомилась с христианами, которые рассказали ей о Боге, о Святой Троице, о Христе. Сердце юной девы возгорелось любовью. Помните, как некая женщина, услышав о Христе, положила в сердце прикоснуться к одежде Спасителя и исцелилась? Так было и здесь. Сердце юной Варвары возгорелось любовью ко Христу. Не нужны никакие женихи — ей нужен Христос, Ему она решила посвятить свою жизнь.
В те времена христиане были в гонении, а отец Варвары — ярый язычник, ненавистник христиан. Узнав, что горячо любимая дочь верит во Христа, убедившись из ее ответов, что все именно так, отец жестоко ее избивает, бросает в темницу на мучение, на позор. Избитую, поруганную, раздевает донага и ведет на посмешище в селение, где они жили.
Что это, если не ненависть чисто бесовская? Сердце какого отца может допустить это? Но Варвара, юная и хрупкая, говорит: «Христос — моя сила, Ему я верю, за Ним пойду даже до смерти». И шла, и ангелы по велению Божию, не желавшему, чтобы девичья нагота была поругана, невидимо покрывают Варвару благодатной одеждой. А затем — жесточайшие мучения и по воле отца — умерщвление.
В наше время это особенно трудно представить. Но ведь каких-то 100 лет назад, даже меньше, на эту Голгофу взошла Россия. Новомученики казанские — сколько их было? Пастыри, архипастыри, простые люди шли за Христом, не боясь смерти, лагерей, мучений. Умирали, но не предавали Христа.
Перед нами стоит вопрос и будет всегда стоять, особенно когда мы чтим память святых: к нам это относится? как мы живем? что являем своей жизнью — верность Богу или же теплохладную веру? Зададим себе прямой и честный вопрос: мы, стоящие здесь, готовы ли пойти за Христа, за веру на смерть? Этот сложный вопрос всегда должен стоять перед нами.
Для нас пока нет этого вызова, но есть иной вызов — вызов жизни [в согласии c тем, как] велит Бог, Евангелие, заповеди. Как мы живем? Мы являемся верными сынами Божьими? Или же, наоборот, немножко Богу, а побольше — своей воле, своим чувствам, своим порокам?
Ныне время подготовки ко Христову Рождеству, но тут и Новый год. Как мы себя поведем? Полупьяные, нарушившие пост, сидящие у безумного телевизора? Или же, помня, что пост идет, пойдем в храм, помолимся, пообщаемся с близкими? У нас будет праздник Рождества Христова, Новый год по старому стилю. Да, по старому, но с Кем мы хотим быть, Кому верны? Хотим ли быть «как все» или же — малым стадом, но с Богом? Повторяю, что, к великому сожалению, нередко мы «немножко Богу, а все остальное — требованиям мира». Так не бывает. «Даждь ми, сыне, твое сердце» (Прит. 23:26)», полноту жизни сердца — только так можно быть с Богом.
В житие святой великомученицы Варвары мы должны вчитываться и детям рассказывать о ее подвиге. Есть храм в ее честь — идти и молиться ей, чтобы она походатайствовала о нас, чтобы по ее молитвам Господь укрепил в нас веру, с которой мы готовы идти до конца, не обращая внимания на угрозы мира сего.
Святая великомученица Варвара! Ты, пострадавшая за Христа, укрепи нашу волю, нашу веру. Дабы и мы, как и ты, сподобились вечно быть со Христом. Аминь.