Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня

Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня

Сегодня воскресение 27 сентября 16-я неделя по Пятидесятнице и празднование Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня. О тайне Креста размышляет архимандрит Андрей (Конанос).

Ты заставляешь меня испытывать боль, Честный Кресте, потому что приходишь и растаптываешь мое «эго», приходишь и изгоняешь из меня всё непотребное, греховное, эгоцентричное, больное, болезненное, проблемное. Ты терзаешь меня, изводишь, мучаешь, но я тебе поклоняюсь, люблю тебя, заключаю в объятия и не оставляю тебя, я еще с тобой. Всё это звучит теоретически, но потом я спрашиваю себя: а действительно ли я поклоняюсь Честному Кресту? Внешне, конечно, я ему кланяюсь, но по жизни поклоняюсь ли я тому кресту, который несу?

А ты разве тоже не несешь креста? Каждый человек несет свой крест, но как трудно ему поклониться, как трудно к этому кресту, которого касаемся устами, прикоснуться и сердцем и принять его! И чтобы наше сердце не просто прикоснулось к нему, а чтобы оно взошло на этот крест. Это очень трудно.

Мы начинаем жизнь с креста, проводим ее с крестом и завершаем, опять же, крестом над своей могилой. Церковь ставит над нашей могилой крест, чтобы показать, что мы христиане и нас защищает его непобедимая сила, а также для того, чтобы показать, что вот этот человек, который лежит здесь, в земле, был распятым в жизни и поэтому сейчас имеет право на воскресение. Он несет на себе знаки Христа. Прошел через боль, плакал, страдал, прикладывал усилия, подвизался, боролся в душе, падал, вставал, получал раны, проливал кровь, обливался слезами. Каждое тело, положенное в гроб, – это тело распятое, распятая душа, которая не уходит в землю, а возносится на встречу с Творцом, с Судией. Такова тайна креста в нашей жизни.

Проблема начинается тогда, когда я в своей жизни не почитаю и не люблю того креста, который Господь дает мне, негодую, ропщу, кричу, огорчаюсь, жалуюсь и всегда возношу молитву с негодованием: ну почему со мной происходит это, почему со мной случилось то? И Христос говорит:

– Жаль! Ты ездишь в Иерусалим, на Святую Землю, на Голгофу, любишь растрогаться сердцем, плакать и умиляться, но где всё это сейчас? Я не хочу, – говорит Христос, – одного этого. Я хочу, чтобы ты и в своей жизни нес крест, свой крест!

Честной Крест – это не что-нибудь маловажное. Задумайся о Честном Кресте и окровавленном Христе на нем. Пресвятая кровь Его течет, а ты Ему кланяешься, любишь Его и говоришь:

– Господи, сколько же Ты страдаешь за нас! Зачем Ты пошел на эту боль? Разве Ты должен был пройти через всё это? Разве не мог простить нас, возлюбить, даровать нам рай без того, чтобы распинаться? Зачем Тебе было проходить через это? Зачем?

И Христос отвечает:

– Я всё мог сделать – Я же Бог. Но Я так сильно люблю тебя! А этого нельзя было показать никак иначе, как только этим способом.

Это был способ высочайшей любви. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Это высший признак любви – умереть за тех, кого любишь. Никто за тебя не станет умирать. Никто ни за кого не умирает, Один лишь Господь умер из любви к нам. Он сказал это и сделал. И не просто сделал: то, что Он сделал, обладает огромной ценностью. Потому что если я умру за тебя, в этом не будет особой ценности: я человек. А здесь Сам Господь приносит Себя в жертву за нас.

Поэтому не стыдись Честного Креста, носи его, крестись, прикасаясь ко лбу при крестном знамении, потому что в голове, уме скрывается проблема: там у тебя не всё хорошо, в уме у тебя витают разные фантазии, ты отвлекаешься, забываешь, думаешь о чем попало, возникают всякие помыслы, и ты запутываешься. Коснись же лба при крестном знамении, чтобы ум твой просветился и распялся. Коснись головы, распни и тело, чтобы тебе быть благословенным.

– «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16: 24). Что же Он имеет в виду, говоря «за Мною»?

– Что Я буду идти впереди.

И Христос идет впереди не из эгоизма и не для того, чтобы эгоистично истечь кровью, а идет смиренно и говорит:

– Я должен идти впереди, дитя Мое, чтобы проделать тебе путь. Потому что, если не пойду впереди, ты истечешь кровью. Я иду впереди, чтобы Самому истечь кровью, чтобы терния впились в Мои ноги, руки, и Я проложил тебе путь через препятствия, искушения, камни, терния, заросли. Я истекаю кровью. Вы будете видеть капли крови и будете идти за Мной, и что буду делать Я, то же будете делать и вы, если хотите спастись. Я распинаюсь, распнешься и ты. Распнешься болью, которую встретишь в жизни.

27 сентября 2020