Дам им в дому Моем и во ограде Моей место именито, лучшее от сынов и дщерей. (Ис. 56, 5)
Велики подвиги – велика и награда. Славное дело – светлый и венец. Люди или потому, что помрачены страстьми, или потому, что ослеплены своим невежеством, многократно не воздают за труды людей достойной награды, но Всесовершенный Бог с великим вниманием зрит на дело каждого, со всей точностью ценит его все обстоятельства, дела взвешивает и достойную приуготовляет славу за всякий подвиг.
Весьма высокое дело есть монашеское житие, предприятие в исполнении весьма трудное. Оно не таково, чтобы все могли оное предпринимать. Не вси вмещают словесе сего, те только, которые имеют большое усердие и силу, могут совершить его: могий вместити да вместит (Мф. 19, 11–12).
Для того Господь через велегласнейшего Исаию ясно всем проповедовал, что в Небесном Иерусалиме, в стенах невидимого Града, оно имеет избранное место, лучшее того, которое уготовано для сынов и дщерей Его. И по справедливости: если рассмотрим монашескую жизнь со всех сторон ее, то увидим, что она есть жизнь небесная, а не земная, ангельская, а не человеческая.
Ангелы суть девственники нетленные; Ангелы суть непричастны суеты мира; они, имея бесконечное продолжение жизни своей, посвящены в волю Всевышнего. Иноки также обещаются хранить девство, совлекаются от пристрастия мирского. Вся жизнь их должна быть обращена на служение Богу, чтобы человек на земле провождал жизнь, подобную ангельской на небеси, чтобы человек, плоть носящий, жил, подобно Ангелам духовным, бестелесным, – велик есть поистине подвиг, славное делосовершение! Невеста Иисуса Христа! Кто силен похвалить мысль твою и ублажить предприятие твое? Кто может тебе представить славу и воздаяния, уготованные тебе от Жениха твоего, когда окончишь сей высокий подвиг? Ты вознамерилась проходить жизнь ангельскую, и Ангелы только могут достодолжно похвалить высокую жизнь, тобою избранную. Они сильны представить тебе красоты и светлости того именитого места, которое Бог тебе уготовал. А я ничего не могу тебе сказать, как только о том, какое есть твое дело. Ангельское дело есть молитва, уверяет божественный Златоуст: «Дело бо Ангелов молитва». И ты избрала жизнь ангельскую; молитва посему твое есть дело. О молитве и я хочу беседовать и представить, что умственная молитва есть молитва истинная и Богу весьма благоприятная.
И отпустив народы, взыде на гору един помолитися (Мф. 14, 23).
Всякое слово Спасителя нашего Иисуса Христа есть учение, исполненное душевного наставления и небесного увещания. Всякое действие его есть зерцало, в коем найдешь пример всякого рода, довольный привести тебя в духовное совершенство. По ипостасному соединению, которое имело Человечество Иисуса Христа, был неразделен Иисус Христос с Богом и посвящен всегда на славословие Божие. Итак, Господь, когда хотел совершать молитву Свою, не имел нужды убегать людей, удаляться в пустыню, восходить на высокие и лесистые места. Почто тогда отпускает народы, восходит на высокое место, пребывает на верху горы? Все то для нас делается, в образ нам: Богочеловек хочет научить нас деятельно, какая молитва Ему благоприятна, и для того уклоняется от народа, восходит один на гору.
Народ есть страсти наши, которые стужают [1] нам и возмущают сердце наше. Народ есть мирские суеты, которые смущают и обуревают душу нашу. Народ есть плоть наша, которая стужением похотей своих совершенно препятствует спасению нашему. Отпускает же народы Господь, когда хочет молиться, дабы мы научились, что подобает нам отлучать себя от страстей своих, оставлять мирские суеты, умерщвлять похоти плоти нашей, когда хотим помолиться. Но почто восходит на гору? Для того ли, чтобы и мы восходили на горы в час, в который хотим молиться? Нет. Почто представляете себе горы вещественные и земные? Вскую непщуете горы усыренныя? Это есть гора, в которой Бог благоволил жить. Гора, юже благоволи Бог жити в ней (Пс. 67,17). В духовном смысле гора означает Небо. Посему туда подобает нам восходить в час нашей молитвы. Но как можно нам взойти на Небо, когда в узах держит нас бренное сие тело? Един. Подобает одним нам восходить на Небо, а не должно брать и тело. Взыде на гору един помолитися. Без тела, без страстей, без плотской похоти подобает нам ум свой един возносить на Небо, когда хотим молиться. Сия есть истинная молитва, потому что Сам Бог научил нас ей действительным примером; и сия есть молитва вся умственная, как видите, поелику она есть восхождение ума нашего на Небо.
Такова была молитва чудной оной жены Анны, матери Самуила, великого пророка. Возвела она ум свой на Небо, прилепила душу свою к Богу, молилась сердцем своим, лишь двигались уста ее, глас же не исходил из уст ее. И та глаголаше в сердцы своем, токмо устне ея двизастеся, а глас ея не слышашеся. Илий, священник, видя ее, столько времени как в исступлении находившуюся, и не слыша совсем гласа ее, думал, что она вином исполнена. И мняше ю Илий пияну сущу. И рече ей Илий: «Доколе пияна будеши? Отъими вино твое и иди от места Господня».
Тогда она ясно сказала: «Я вина не пила, я совершала молитву, ум мой возводила на Небо, душу предлагала пред Господа». Вина и пиянства не пих, но изливаю пред Господем душу мою (1 Цар. 1, 13 – 15). Таковая молитва столь совершенна явилась пред Богом и столь была Ему угодна, что Он тотчас ниспослал великое воздаяние, разрешил узы неплодства ее, даровал ей сына – великого пророка Самуила.
Некоторые из монашествующих велегласно молятся, громко поют, стоят прямо, преклоняют колена, воздевают руки, но не возводят ум свой на Небо, сердце их не молится, отчего не приобретают никакой пользы душе своей. Когда во время молитвы не молится ум наш, то гласы, псалмы и труды телесные суть как бы листы бесплодного дерева. Приходит земледелец к древу, и лишь тогда листы увеселяют зрение его, когда он видит их соединенными с цветами, потому что надеется от того древа и плод собрать. Взирает Бог на молящихся и, когда видит, что внутренние движения души нашей сопряжены со внешними телесными трудами, тогда услаждается и псалмами нашими, благоволит о гласе нашем, приемлет рук простертие и преклонение колен, ибо знает, что после от сих приходит сокрушение сердечное, которое есть духовный плод души нашей. Опечаленный земледелец удаляется, когда на древе не найдет другого, кроме листьев. Равно оскорбленный Бог отступает от молящегося, когда не узрит в нем ничего другого, кроме псалмов и громогласного пения. Бог во время молитвы требует ума нашего, и тот, кто посвящает ум свой Богу, истинную деет молитву, и Бог скоро его услышит.
Некогда Моисей-пророк увещевал евреев, чтобы они искали свободы от мучительства фараонова, чтобы ночью тайно бежали из Египта. Ужасаются евреи, весьма страшатся фараона, но Моисей души их наполняет мужеством. Сам выводит их из Египта и ведет их к месту между морем Мигдолом и пред Ваал-Цефоном. Как скоро фараон увидел, что евреи бежали, тотчас берет шестьсот колесниц со всадниками их и всю конницу египетскую и гонит, дабы настигнуть убежавших. Узнают израильтяне, что фараон гонится за ними позади с толикою силою, видят, что к ним приближается, бегут все к Моисею и говорят: «Не говорили ли мы тебе прежде: оставь нас в Египте, да будем рабы и да не будет в опасности жизнь наша, а ты нас вывел в сию пустыню, да всех нас умертвит фараон?» Но Моисей ободряет их. «Молчите, – говорит им, – не бойтесь, надейтесь на силу Божию». И в таком состоянии молится умом своим к Богу. Бог тотчас услышал оную умственную молитву. «Моисее, – говорит ему, – что вопиеши ко Мне?» (Исх. 14, 15). А Моисей не просил велегласно, не слышен был глас его, не двигались уста его.Что вопиеши ко Мне? Сие сказав, Господь явил потом ему способ, которым он разделил море надвое: и прошли израильтяне посреди моря, яко посуху. Тогда помыслил фараон, что и он пройдет, взошел вслед им, но море возвратилось опять на свое место, и он погряз в водах. Нигде – ни в Ветхом, ни в Новом Завете – не видно, чтобы Бог сказал человеку во время молитвы его: «Что вопиеши ко Мне?», – хотя многие приносили ему гласно молитву с воздеянием рук. Когда Моисей умом своим только молился, то Бог сказал оные слова, дабы показать нам, что молитва, приносимая умом, имеет глас, который достигает даже до Неба, и имеет силу, которая входит во уши Господа Бога.
Хотя Богочеловек Иисус и деятельным примером Своим показал, какая есть истинная молитва, однако не преминул в небесном учении Своем законоположить способ, как подобает молиться, да будет благоприятна Богу молитва наша: ты же, егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив дверь твою, помолися Оти,у твоему Иже в тайне (Мф. 6, 6). Клеть души нашей есть тело, двери – чувства наши. Душа входит в клеть свою, когда не скитается в суете мирской. Страсти затворяются и пребывают бездейственны, когда не позволяем им прилепляться к чувственным и видимым вещам сего мира. Таким образом ум, пребывая свободен от всякого вещественного и телесного пристрастия, восходит к Богу через сокровенную и тайную молитву. Зрит сие тайновидец Бог, вскоре приемлет и воздает великими и явными воздаяниями. И Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве (Мф. 6, 6). Молитва сокровенная есть истинная молитва; молитва умственная есть молитва действенная. Чем дольше запираешь Миро в ковчеге, тем паче благоухает ковчег, содержащий его. Чем больше молитву заключаешь в уме твоем, тем больше наполняешь душу твою Божиею благодатию.
И отсюда познаем, какой разум имеет заповедь божественного Апостола. Апостол Павел, который больше, нежели какой-либо другой человек, знал, сколь велика сила молитвы, заповедал нам никогда не прекращать оную, но постоянно и непрерывно молиться: непрестанно молитеся (1 Сол. 5, 17). Не знающие, какова есть истинная молитва, думают, что апостольское заповедание сохранить невозможно. Но познавшие, что молитва есть посвящение ума нашего Богу, видят, что заповедь сия весьма легка и что Апостол не завещевал дела невозможного. Ибо, когда сказал: «Да молимся непрестанно», – цель заповеди его была та, чтобы мы молились умом, и сему быть весьма возможно.
Может инок и во время рукоделия, ястия и пития молиться молитвою благоугодною и истинною. Телом руководствует, а умом молится. Внешний человек служит необходимым нуждам, а внутренний человек посвящается на служение Богу. Может инок всегда исполнять то, к чему нудит естественная необходимость, и никогда не оставлять духовного дела, которого требует чин его.
Блаженна будет душа твоя, честная дева, ежели приобыкнеши к небесному учению и ежели восхочешь, чтобы умственная молитва была всегдашнее твое рукоделие. Ею угасишь пламень пожеланий твоих, как три отрока погасили огнь пещи Вавилонской. Ею укротишь волны страстей, ведь ею и Даниил укротил лютость львов. Она будет державное оружие, коим победишь искушения лукавых демонов, как Давид ею потребил всю силу гордого исполина. Умственная молитва низведет росу благодати в сердце твое, как молитвою Илия низвел дождь на гору Кармильскую. Она есть фимиам, к Небу возносящийся, и восходит даже до престола Божия. Хранится она в златых чашах, да обоняет ее благоухание Господь. И двадесять и четыри старцы падоша пред Агнцем, имуще кийждо гусли и фиалы златы полны фимиама, иже суть молитвы святых (Откр. 5,8). Умственная молитва есть свет, который просвещает всегда душу человеческую и возжигает ее пламенем Божественной любви. Она есть цепь, которая связует Бога с человеком.
О великая благодать умственной молитвы! Ею человек всегда собеседует с Богом. О дело изящное и чудное! Буди на земли телом, но да обретаешися на Небесах духом. Буди купно с человеки телесно, но да обретаешися вместе с Богом умственно. Ангелы не имеют ни вещественного гласа, ни бренных уст, как у нас, умом только Богу приносят непрестанное славословие. Сие есть дело их, на сие посвящена вся жизнь их. Когда и ты войдешь в клеть твою, затворишь дверь твою и будешь молиться всегда мыслию твоею умственно, то будешь подобна Ангелам. И Отец твой, видящий тайную молитву, тобою приносимую в сокровенном месте, великие мздовоздаяния и венцы воздаст тебе явно. Дам им в дому Моем и во ограде Моей место именито, лучшее от сынов и дщерей, имя вечно дам им, и не оскудеет(Ис. 56, 5). Аминь.
[1] Досаждают.