Архиепископ Никифор (Феотоки) благодатно сочетал подвиг монашеского делания с общественным служением и глубокой разнообразной ученостью. Богослов и математик, преподаватель и проповедник, знаменитый писатель, известный своими богословскими трудами, полемическими сочинениями и учебными пособиями, неутомимый деятель на ниве духовного просвещения в Греции, Молдавии и России, Никифор с юных лет положил в основу своих познаний богослужение и молитву.
Происходивший из древнего рода графов Феотоки Николай в семнадцать лет был пострижен в монашество с именем Никифор в честь святителя Никифора исповедника, Патриарха Константинопольского (память 2/15 июня).
Отрекшись от соблазнов мира, Никифор всецело посвятил себя служению Богу и страждущему под турецким владычеством отечеству. В родном городе Корфу он на свои собственные средства устроил школу для бедных юношей. Особенностью его учительской деятельности всегда было пастырство, духовное водительство. Его влекли уединенная жизнь в кругу немногих близких людей и ученые занятия в тиши книгохранилищ. Изданные им богословские сочинения и учебники расходились по Греции и Европе, однако слава ученого, как и слава проповедника, ничего не меняла в скромной жизни отца Никифора. Многие годы он смиренно довольствовался положением домашнего и школьного учителя.
Получив в 1753 году приход, иеромонах Никифор стал для своих прихожан заботливым отцом. Благоговейное совершение богослужений и треб он сопровождал пламенной проповедью слова Божия.[1] Слушать одаренного проповедника приходили не только греки, но и латиняне, так что многие не помещались в храме и даже заполняли окружающее пространство вплоть до городской площади. Слава о его красноречии достигла Константинополя, где он стал ритором Великой Церкви.
В 1776 году он приехал в Россию, которую заботило положение единоверных народов, страдавших от османского ига. В новообразованной Словенской епархии, куда переселилось много греков, епископом был назначен грек – знаменитый ученый и богослов Евгений (Булгарис).
Иеромонах Никифор стал ректором основанной им самим Словенской семинарии в Полтаве и помощником в делах управления епархией. Он успешно изучал русский язык и через три года по приезде в Россию был поставлен на святительскую кафедру.
На пути своего апостольского служения архиепископ Никифор совершенствует духовные школы, заботится о нравственном авторитете священников, борется со злоупотреблениями, часто путешествует по епархии, много проповедует, пишет послания пресвитерам и ответы на вопросы старообрядцев. С помощью Божией ему удается вернуть в лоно Церкви сотни раскольников и обратить в Православие нескольких иноверцев.
После тринадцати лет самоотверженного служения в 1792 году архиепископ Никифор ушел на покой, получив в управление московский Данилов монастырь. В обители он продолжал заниматься сочинением и переводами книг, отверзая сокровищницу своей мудрости всем, кто в ней нуждался. Духовное завещание Преосвященного Никифора свидетельствует о его отеческой любви к братии монастыря и о святом исполнении обетов нестяжания.
Известны случаи прозорливости святителя. В одном из писем он предсказал освобождение Россией своей родины – Ионических островов. Это было в то время, когда еще ничто не предвещало такой возможности.
Архиепископ Никифор мирно почил в Даниловом монастыре и был погребен в его стенах в день памяти своего Небесного Покровителя.
[1] Вероятно, именно в этот период им были произнесены «Огласительные слова к монахине».