Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня, в пятнадцатое воскресенье после Троицы, согласно церковному Уставу читается отрывок из Евангелия от Матфея (Мф. 22:35-46), в котором содержатся очень важные слова. Некто обратился к Спасителю с вопросом, какая заповедь в законе самая главная, — имея в виду, конечно, ветхозаветный закон, который был дан Моисею на горе Синай. И в ответе Господа выражена вся суть закона, данного на горе Синай, содержатся главные принципы человеческой жизни.
Господь говорит, что наибольшая заповедь — это заповедь о любви к Богу, и вторая подобная ей — о любви к ближнему. Мы называем это двуединой заповедью: возлюбить Господа Бога своего и ближнего своего как самого себя.
Очень важно понять — а возможно ли вообще исполнить эту заповедь? Как можно возлюбить Бога, Которого мы не видим? Некоторые даже не верят в то, что Он есть, да и те, кто верит, не каждый день призывают Его имя. Нам кажется, Бог где-то далеко, а как можно любить нечто неведомое, находящееся вне нашего мира? Наверное, есть что-то в нашей жизни, что мешает нам поверить в Бога Живаго, в Того, Кто есть Творец, Источник жизни, Кто пребывает с нами каждое мгновение нашей жизни. Нам мешает то, что в нашем личном опыте нет переживания Бога Живаго.
Преподобный Ефрем Сирин, размышляя, почему люди в большинстве своем не могут в полной мере исполнять эту заповедь, говорит, что человек любит себя, а гордыня изгоняет Бога. В самом деле, о ком мы больше всего заботимся? Да о самих себе! Нам иногда кажется, что мы заботимся больше о других, но это глубочайшее заблуждение. Все, что мы делаем, мы делаем в первую очередь для себя. Есть то, что необходимо делать, без чего нам не прожить, — надо кормить себя, одевать, обувать, обеспечивать свое существование. И Господь не противится такой заботе о самих себе, ведь если бы ее не было, то не существовало бы и рода человеческого, люди бы просто погибли. Но неслучайно Господь говорит, что главная заповедь — возлюби Господа Бога своего и ближнего, как самого себя. Потому что если мы, удовлетворяя свои потребности, перестаем видеть другого человека, то впадаем в грех. Когда только ты сам в центре жизни и все, что ты делаешь, направлено сознательно или несознательно на тебя самого, совершается грех, который изгоняет всякую любовь в сердце человека — и к Богу, и к людям.
Отчего распадаются браки? Оттого, что один из супругов, а иногда и оба, самого себя любит намного больше, чем другого. И если на первых порах все это покрывается физическим влечением друг к другу, то по прошествии времени, когда влечение по естественным законам ослабевает, ослабевает и любовь, потому что нет опыта поставления другого человека в центр своей жизни.
А любить Бога — значит именно Его поставить в центр. Правда, Господь не говорит так прямолинейно: «Поставьте Меня в центр». Даже если бы Он сказал, то вряд ли мы смогли бы в полной мере понять и осуществить Его слова. Но Он говорит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». То есть если ты самого себя поставляешь в центр жизни и так любишь самого себя, то попробуй и другого, которого ты видишь и, может быть, даже любишь, поставить в центр своей жизни, и если это произойдет, то и Меня ты поставишь в центр жизни.
Вот в чем смысл этой двуединой заповеди о любви к Богу и о любви к ближнему: через любовь к ближнему у нас открывается возможность знать Бога, верить в Бога и любить Бога.
Размышляя на тему любви к ближнему, преподобный Ефрем Сирин отмечает очень важную особенность нашей психологии, нашего отношения к людям и говорит, что признаком любви к другому человеку является такое состояние души, которое предполагает нашу готовность радоваться его успехам и способностям. Удивительно точное замечание. Можно сколько угодно говорить о любви, но индикатором ее служит простое чувство, есть ли у нас зависть к другому человеку или нет. И если есть зависть, например, у жены к мужу, а у мужа к жене, значит нет любви, значит нужно срочно что-то делать: работать над собой, молиться, идти в храм Божий, причащаться Святых Христовых Таин, сознавая, что зависть есть грех и ее нужно изгонять. Может быть, в полной мере мы неспособны избавиться от зависти к другим людям, но мы должны понижать градус этого чувства в нас, напрягая свой разум, доверяя его слову Божиему, пытаясь радоваться успехам другого человека, вне зависимости от того, представляет этот успех в некой перспективе риск для тебя или нет. Если ты чистосердечно начинаешь радоваться тому, что дарования, данные другому человеку, он раскрывает, никогда не мешай ему, и это будет по крайней мере маленький шаг на пути к тому, чтобы понять, что мы просто любим других людей.
А что же произойдет, если любовь к другому человеку станет нормой нашей жизни? Да все изменится! Никакой преступности, никаких замков на входных дверях, никакого страха, что тебя кто-то обидит! Это же принципиально иная жизнь! Некие утописты считали, что такое общество можно построить исключительно законодательными средствами, но они глубоко ошибались. Никакими законами невозможно ограничить человеческую гордыню, зависть, все то, что из этих чувств проистекает. Есть только одно средство по-настоящему изменить жизнь к лучшему — это исполнять заповедь Божию о любви к Богу и о любви к ближним своим.
Если мы поймем, что эта заповедь — не просто религиозное предписание, но основной закон жизни, то многое изменится. Давайте постараемся, в первую очередь в наших семейных отношениях, по-новому посмотреть на мужа или на жену, на детей и родителей, а затем и на соседей, коллег, с которыми трудишься. Может быть, этот иной взгляд поможет изменить наше отношение к людям в целом.
Чтобы жизнь была счастливой, чтобы в сердце были мир и радость, чтобы эти чувства проистекали вовне, мы должны сделать две великие Божии заповеди основой своего бытия. Обо всем этом и учит нас сегодняшнее Евангельское чтение — о самом главном, что открывает для человека двери счастливой, мирной и спокойной жизни.
9 сентября 2018