Проповедь в среду первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя

Проповедь в среду первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы с вами вошли в благодатное поприще Святой Четыредесятницы, Великого поста. А цель поста заключается в том, чтобы помочь человеку подняться над повседневностью, почувствовать присутствие Божественной благодати, почувствовать, что каждый, несмотря на немощь человеческую, имеет возможность в молитве и через молитву войти в реальный контакт с Богом.

Кто-то может сказать: причем тут пища? Может быть, и без ограничения в пище всего этого можно достичь — через чтение книг, через какие-то размышления? Так вот, двухтысячелетний опыт Церкви (а опыт этот основан на примере Господа и Спасителя) свидетельствует о необходимости ограничения в пище и вообще самоограничения. Ведь пост требует от нас ограничиться не только в пище, но и в разного рода действиях, которые могут повредить духовному настрою человека.

Например, нужно ограничить себя от участия в увеселительных мероприятиях; может быть, от чрезмерного просмотра телевизионных передач, особенно тех, которые ориентированы на веселье, на смех, на удовольствие. Опять-таки, светский человек скажет: а зачем все это надо? А ответ такой: без самоограничения человека не может быть его духовного и даже интеллектуального роста.

Если мы говорим об интеллектуальном росте, то нужно посмотреть биографии многих ученых — как они напоминают биографии подвижников! Люди от всего отказались, полностью погрузились в науку, стали подвижниками своего дела. Именно такие люди «высекают искру», достигают того, чего другие достичь не могут. Потому что только через огромную силу воли, через очень жесткое самоограничение человек действительно достигает высоты.

Ну, а в спорте? Можно ли стать чемпионом, ни в чем себя не ограничивая? Можно ли выиграть соревнование, если ты ешь, гуляешь, отдыхаешь, спишь? Да никогда! Любая победа в спорте требует огромного самоограничения.

Что же тогда говорить о духовной победе человека над самим собой? О возможности приблизиться к Богу, почувствовать Его благодать? Разве это движение можно совершить без физического подвига? Конечно же, нет! Потому что человек не только духовен, но и обладает физическим телом. Поэтому самоограничение и в пище, и в развлечениях, и в препровождении времени — это способ и средство возвысить человеческую душу.

Здесь нет никакого самоистязания, как иногда говорят люди неверующие: «Ну, что вы сами себя истязаете? Ну, почему бы утром, за завтраком колбаски не съесть? Или молочка не попить? Глупость-то какая!» А на самом деле через эти мелочи складывается путь к вершине. Ведь когда человек ограничивает себя в малом, он обретает способность и возможность ограничивать себя и в великом.

А что может быть больше для человека, чем спасение души? Что может быть прекраснее, чем встреча с Богом? Встреча не только за гробом, но и при нашей жизни — через радостное переживание Божественной литургии, через слезы умиления, когда благодать касается сердца, через радость Пасхальную. Достичь этой благодати и радости без усилий невозможно. А это означает, что усилия необходимы, в том числе ограничение себя в пище, в питии и вообще в своем образе жизни.

Для того и существует Великий пост, чтобы мы через самоограничение открывали для себя возможность увидеть Господа, прикоснуться к святыне, почувствовать Его благодать, почувствовать реальную спасающую силу Божественной благодати. А значит, пост — это не время скорби, не время большого психологического напряжения, ради того чтобы преодолеть стремление вкушать скоромную пищу. Пост должен открыть нам, что означает наше стремление идти навстречу Господу.

И если мы во имя этого движения к Богу ограничиваем себя так незначительно, отказавшись от одного из видов пищи, то какой же это подвиг? Минимальный! Но удивительно, что даже на этот минимальный подвиг не каждый способен. Вот Церковь и призывает каждого верующего очень серьезно отнестись к поприщу святого Великого поста.

Действительно, мы должны воздерживаться от пищи — но не только. Также и от праздного времяпрепровождения, от всего, что может отвлечь нас от самого главного и внести некий диссонанс в общий душевный настрой.

Мы должны так построить свои дни, чтобы молитва занимала в них большее время, чем обычно. Очень важно погрузиться в чтение Священного Писания. К сожалению, среди православных людей редко кто читает каждый день Священное Писание. А ведь это так важно для того, чтобы, во-первых, расти в вере, узнавать о Боге как можно больше. Но, с другой стороны, слова Священного Писания несут в себе благодать и не только вразумляют нас, но и создают особое внутреннее состояние души, которое способствует усвоению всего, что несет Писание читающему человеку. Другими словами, время поста — это время духовного сосредоточения, молитвы, чтения Священного Писания и, конечно, время воздержания. Но все это должно проходить с радостью, я бы сказал, с улыбкой.

Мы идем навстречу Господу, навстречу Светлому Христову Воскресению и приносим такую маленькую, микроскопическую жертву в виде того, что молока не пьем и мяса не вкушаем. Так давайте постараемся эту маленькую, микроскопическую жертву все-таки принести Господу и провести этот пост в воздержании и молитве, посещая храм чаще, чем обычно, исповедуясь в своих грехах и причащаясь Святых Христовых Таин.

И да поможет нам Господь именно так — в мире душевном, в радости, как учит нас слово Божие, а не в скорби, не с нахмуренными бровями — посвятить дни Святой Четыредесятницы молитве и прославлению Господа. И верим, что в ответ на наш скромный дар, на наше скромное усилие Господь дарует нам благодать Свою, мир душевный и здравие тем, кто в этом особенно нуждается. Всех вас, мои дорогие, поздравляю с вхождением в поприще Святой Четыредесятницы! Аминь.

1 марта 2023