Протоиерей Григорий Дьяченко
I. Первая неделя, или, что то же, первое воскресенье Великого поста называется Неделею Православия. В этот день в каждом православном городе, где есть епископ в главном, или кафедральном соборе совершается торжественно грозный обряд, известный под именем «анафематствования», т. е. предания анафеме важнейших еретиков и лжеучителей. Слово анафема значит: отлучение от Церкви Православной на время ли только, впредь до раскаяния еретика, или, в случае его упорства, навсегда.
Этот обряд анафематствования еретиков существовал со времен апостольских, на основании слов Спасителя: «Если и церкви не послушает, (т. е. кто не будет повиноваться учению истинной Церкви, или, тем более, станет искажать его злонамеренно) то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17), то есть: на такого человека смотри так же, как смотрели иудеи на язычников и мытарей, стараясь с ними не входить ни в какие отношения, кроме житейских неизбежных. Значит, не считай такого человека своим собратом по вере, хотя бы он был некогда крещен, – прекрати с ним христианско-братское общение и смотри на него так же, как на прокаженного, опасаясь, чтобы не заразиться его зловерием, как опасною, жестокою смертною болезнию.
На основании этих слов Спасителя, святые апостолы всегда советовали христианам избегать всякого духовного общения с еретиками, или лжеучителями, не вступать с ними в бесполезные словопрения, даже в дом к себе не принимать. И, наконец, они, апостолы святые, неоднократно изрекали на них анафему, т. е. отлучение от Церкви, даже иногда с преданием их сатане, во измождение плоти (1Кор. 5:5), – так что отлученные ими от Церкви, бывшие христиане, лишались благодатных Даров и, вследствие этого, делались добычею диавола были объяты душевною скорбию и даже поражаемы и телесными болезнями. «Еретика, – говорили они, – после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит. 3:10). «Кто приходит к вам и не приносит сего (т. е. истинного) учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его» (2Ин. 1:10). »Кто благовествует вам не то, что вы приняли, (т. е. если кто-либо из этих лжеучителей вам будет проповедовать не то, что мы благовестили вам и что вы приняли от нас) да будет анафема» (Гал. 1:8–9). «Извергните развращенного из среды вас» (1Кор. 5:13).
На том же основании слов Спасителя и этого примера избранных Его учеников, или апостолов, Св. Церковь Православная всегда, как в ней являлись новые еретики или лжеучители, посевали свои плевелы между пшеницею, т. е. распространяли свое гнусное учение между православными, сначала призывала их в свои соборы, или собрания, увещевала их оставить свои заблуждения, опровергая их и от Писания и от Предания. И если, несмотря на это, оставались они упорными и непреклонными, то по данной ей от Бога власти предавала их анафеме, то есть прямо, торжественно и открыто заявляла всем и каждому из православных христиан, что такие-то еретики, например: Арий, Македонии, Несторий и тому подобные богохульники – люди опасные, неисправимые, И потому в делах церковных и религиозных с ними не должны иметь общения прочие верные христиане.
II. Это великое и знаменательное священнодействие совершается теперь следующим образом.
а) По прочтении часов пред Литургиею, а иногда в конце Литургии, архиерей в полном святительском облачении выходит из алтаря, с архимандритами, пресвитерами, диаконами и становится на обычном месте.
б) Священнослужители приносят на средину храма две иконы: Спасителя и Богородицы и полагают их на аналоях, после чего и начинается «чин Православия», который, по составу и по порядку своему, есть молебное пение с некоторыми особенностями.
в) После обычного возгласа епископа поется Царю небесный, читается Трисвятое и псалом 4-й, в котором говорится беззаконникам и неверам, чтобы они не возносили рога своего, т. е. гордыни своей, на высоту и не говорили на Бога неправду.
г) После этого псалма возглашается ектения великая, в которой, между прочим, возносится моление к Господу о том, чтоб Он милостивым оком призрел на святую Свою Церковь и соблюл ее невредимою и непреоборимою от ересей и суеверий, оградил ее миром Своим, чтобы Он, силою Св. Духа, утишил раздоры, и всех отступников от Православия обратил к познанию истины, возвратил заблудших овец в избранное стадо Свое, чтобы Он, светом Своего Богоразумия, просветил мысли помраченных неверием, а верных соблюл и укрепил в правоверии.
д) Затем поются тропари… и читается Апостол (зачало 121), в которых Церковь умоляет верных чад своих «остерегаться от творящих распри и раздоры, вопреки тому учению, которому их учит слово Божие. Ибо таковые люди, – говорит она, – не Богу служат, а своему чреву и своим хитрым красноречием обольщают сердца простодушных. Итак, будьте мудры на добро, непреклонны на зло. И Бог мира сокрушит сатану под ноги ваша вскоре» (Рим. 16:17–20).
е) Потом читается Евангелие (Мф. зачало 75), в котором нетвердые в вере предостерегаются от соблазнов, изображается безмерная любовь Спасителя притчею о добром пастыре, который, оставляя в горах девяносто девять послушных овец, ищет одну заблудшую, и дается полномочие Церкви: сначала и тайно и явно обличать непокорных ей детей, а затем, если и то и другое обличение или вразумление на них не подействует, отлучать их от лона ея и считать их наравне с мытарями и язычниками.
ж) После Евангелия следует сугубая ектения, в которой опять возносится усердное моление ко Господу о том, чтобы Он, не хотяй смерти грешных, но ожидаяй их обращения и покаяния, обратил к истинной вере и Церкви всех отступников, или еретиков, чтобы и они, вместе со всеми верными, едиными усты и единым сердцем прославляли Бога нашего, – чтобы Он, давый заповеди о любви к Богу и ближним, прекратил между ними ненависть, вражду, обиды, клятвопреступления, мздоимства и все прочие беззакония.
з) Затем, по возгласе, архиерей читает молитву, в которой благодарит Господа и Бога за то, что Он, благодатию Св. Духа, по заслугам Искупителя, укрепил нас, вразумил и утешил православной верой, которую должны мы соблюдать как зеницу ока. И затем молит Его прилежно о том, чтоб Он заблудших собратий наших, которые отвергли благовестие, презрели благодать небесную, воспротивились евангельской истине, впали в ереси и раскол и чрез то себя подвергли осуждению, просветил светом истины, умягчил бы их ожесточение ума и сердца и отверз их слух к познанию Его святого гласа, да обратятся ко Спасителю нашему.
и) После этой молитвы протодиакон, став на уготованном месте (обыкновенно на кафедре), первее всего возглашает троекратную хвалу величию Божию в создании и искуплении рода человеческого затем громко произносит Символ веры и, по прочтении его, взывает: «Сия вера апостольская, сия вера православная, сия вера вселенную утверди»; далее указывает на те правила, догматы и предания, во всем согласные Священному Писанию, которые раскрыты на седми Вселенских и девяти Поместных соборах, которыми мы должны руководствоваться при подробном раскрытии истинной веры.
к) В конце этого исповедания говорит: «Пленяющих разум свой в послушание Божественному откровению и подвизавшихся за оное ублажаем и восхваляем, а противящихся этой истине и не покаявшихся в своем заблуждении, по слову и примеру Самого Христа Спасителя и Церкви Его, отлучаем и анафематствуем».
л) Затем трижды возглашается протодиаконом и трижды повторяется клиром, или хором, грозное слово анафема (или отлучение от Церкви).
Во-первых, тем, которые отвергают бытие Божие и ложно утверждают, что будто мир сей самобытен, что он сложился сам собою, без премудрого Творца и управляется без Промысла Его.
Во-вторых, тем, которые глаголют, что Бог не Дух, а плоть (или материя), что Он не праведен, не милосерд, не всемогущ и не всеведущ, равно как произносят на Него прочие хулы.
В-третьих, тем, которые не признают равенства лиц Св. Троицы.
Считают бесполезным пришествие на землю Сына Божия и тайну искупления.
Не верят евангельскому слову откровения.
Не признают Св. Деву Приснодевою.
Не веруют писаниям пророков и апостолов, как слову богодухновенному.
Отвергают бессмертие души, кончину века, будущий, последний, страшный суд Христов, и затем вечное блаженство праведных и вечные мучения для грешников.
Возглашается анафема и тем, которые отметают семь спасительных таинств, содержимых Церковию Христовою, для нашего освящения и спасения, – не признают соборов святых отцов и их преданий, равносильных Священному Писанию.
Тем, которые хулят и ругают святые иконы, называют их идолами, – равно как и тем, кои производят бунт и измену против помазанников Божиих, православных царей.
Всем же, прежде почившим в Православии и благочестии, царям, князьям, как покровителям и защитникам истинной веры и Церкви, равно как православным пастырям и учителям и всем исповедникам Христовой Церкви, возглашается вечная память.
м) Затем христианского благочестия ревнителю, защитнику и покровителю Христовой Церкви, Благочестивейшему Самодержавцу Всероссийскому и всему Царствующему Дому, равно как всем святейшим патриархам и Св. Синоду, всему православному духовенству и правительству, и всем православным христианам возглашается многолетие, которое заканчивается архиереем в следующей молитве ко Господу: «Святая Троице, сих прослави и утверди даже до конца в правоверии; развратники же и хульники православной веры и Христовы Церкве, и не повинующиеся оной обрати и сотвори, да приидут в познание вечныя Твоея истины, молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых». Аминь.
н) Наконец поется: «Тебе Бога хвалим», и бывает обычный отпуст с целованием креста и св. икон: Спасителя и Богородицы. (См. «Проповеди» прот. И. Полисадова, т. 1).
III. Таков, братие мои, торжественно-грозный и праведный суд Церкви Божией на всех сынов противления Православной Церкви, изрекаемый ею в Неделю Православия во всех кафедральных церквах православного мира.