Предпразднство Христова Рождества

Предпразднство Христова Рождества Протоиерей Андрей Ефанов

Богослужебные песнопения, посвященные Рождеству Христову, звучат в храме задолго до наступления самого праздника. Так Церковь готовит своих чад к наступающему торжеству. Еще более очевидным приготовлением к празднику являются службы пяти дней предпразднства.

Предпразднство («перед праздником») – дни, когда церковные службы содержат песнопения на темы будущего праздника и являются своеобразной к нему подготовкой. Все великие праздники имеют предпразднства по одному дню, кроме праздника Рождества Христова, предпразднство которого продолжается пять дней со 2 по 6 января. Церковный Устав приближает службы его к службам Страстной седмицы. Богослужения этих дней представляют собою связанные друг с другом вехи духовного пути, по которому ведет нас Церковь в дни Рождественского поста.

В дни предпразднства немного меняется повседневный ход богослужения: после совершения вечерни поется повечерие с каноном (трипеснцем), составленным по образцу канонов Страстной седмицы. Песнотворцы трипеснцев и канонов стремятся в своих творениях раскрыть глубину таинства Боговоплощения. Сын Божий воспринял образ раба, и пременил Свою Божественную славу на рабское уничижение. Воплощение явилось для него своего рода крестом – первым крестом, может быть, не менее тяжелым, чем крест последний.

Господь Иисус Христос принимает «перстность» человеческого естества, образ своего создания – человека. Это и есть внутренний крест. Но уже при самом рождении Его ждет и крест страданий, гонений и скорбей. Он только родился и уже находится в смертельной опасности от злобы Ирода, коварно замыслившего убить Богомладенца; далее – бегство в Египет, опасность пути, пребывание в чужой языческой стране и многие другие скорби.

Эти догматические истины выражены в поэтической форме в трипеснцах и канонах предпразднства Рождества Христова: «К тебе утренюю, благоутробия ради Себе истощившему непреложно и зрак раба от Девы носившему, Слове Божий. Мир подаждь ми, падшему, Человеколюбче», «Волною морскою Скрывшего древле гонителя мучителя – в яслех Сокрываемого (Христа Младенца), убити ищет Ирод, но мы с волхвы поим: Господеви воспоим, славно бо прославися».

Из утреннего богослужения предпразднства особенно выделяются стихиры на хвалитех, принадлежащие знаменитому песнотворцу прп. Роману Сладкопевцу, представляющие развернутую картину события.
Канун Рождества Христова (6 января) называют На́вечерием праздника, или Рождественским сочельником. В этот день в богослужение включается ряд праздничных песнопений и чтений. В навечерие Рождества Христова совершается служба, состоящая из Великих (Царских) часов с чтением Евангелия. Царские часы называются так потому, что на них положено возглашать многолетие царю, всему царствующему дому и всем православным христианам.

Великие часы представляют собой соединение всех четырех часов в одну службу с присоединением к ним чина изобразительных. Они имеют основное назначение – заменить собой в Навечерие Литургию, которая в этот день не совершается. Каждый из четырех Великих часов имеет особые два псалма, приуроченные специально к празднику, и тропари, а также паремию, содержащую одно из ветхозаветных пророчеств о пришествии Христа, прокимен, Апостольское и Евангельское чтения. Кондак навечерия составлен по образцу кондака самого праздника, только о событии Рождества Христова говорится в нем не в настоящем времени, а в будущем: «Дева днесь Превечное Слово в вертепе гряде родити неизреченно». Этим подчеркивается, что праздник еще не наступил, что ликование и радость связаны с ожиданием его наступления.

Под сам праздник Рождества Христова служится всенощное бдение, а утреннее богослужение начинается с великой вечерни и чтениям паремий в соединении с Литургией святителя Василия Великого. На великой вечерне читается восемь паремий, подбор которых сделан применительно к великому событию. Чтение разделяется на три части, между которыми поются особые тропари, сопровождаемые стихами из псалмов.

Так, первая паремия повествует о сотворении мира (Быт.1, 1–13). Содержание ее указывает на то, что воплощение Сына Божия было новотворением. Содержание второй паремии составляет пророчество Валаама (Числ. 24, 2–3, 5–9, 17–18) о пророчественном предзнаменовании звезды от Иакова и рождении человека, которому покорятся все люди, третьей – пророчество Михея (Мих. 4, 6–7; 5, 2–4) о рождении Мессии в Вифлееме, четвертой – пророчество Исаии (Ис. 11, 1–10) о прозябящем жезле от корня Иессеева, (т. е. об Иисусе Христе) на котором почиет Дух Божий; пятой – пророчество Варуха о явлении Бога на земле между людьми (Вар. 3, 36–38; 4, 1–4); шестой – пророчество Даниила (Дан. 2, 31-–36, 44, 45) о восстановлении Богом Небесного Царствия. Добавочные две паремии пополняют приведенное пророчество Исаии двумя другими его наиболее важными и прямыми предсказаниями о Мессии: о рождении царственного Отрока (Ис. 9, 6–7) и Еммануила от Девы (Ис. 7, 10–16; 8, 1–4; 8–10).

После Литургии перед иконой Рождества Христова священнослужители поют «велегласно» – громко и торжественно – тропарь и кондак праздника. Зажженная свеча перед иконой знаменует звезду, явившуюся в Вифлееме. Многие песнопения, которыми Церковь и в настоящее время прославляет празднуемое событие, написаны свт. Анатолием, патриархом Константинопольским (5 в.), свв. Анатолием и Софронием Иерусалимскими (6 в.), прпп. Космой Маиумским и Иоанном Дамаскиным (8 в.).
24 декабря 2023