Иеромонах Амвросий (Пархетов)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю вас с одним из великих праздников, который в нашей Церкви отмечается — это Рождество Пречистой Богородицы нашей, Девы Марии, через которую явился в свет Господь наш Иисус Христос. Которую так долго ждали ветхозаветные пророки, желали Ее рождения, страдали, видя немощи, видя грубости, видя грехи народа израильского и ждали, когда наконец-то, придет тот Искупитель, который возьмет на себя все эти грехи, который соединит род человеческий с Богом. И Он пришел через Пречистую Деву, Богородицу Марию.
Само рождение Пресвятой Богородицы было не просто. Иоаким и Анна были «заматоревшие» — старые уже, они переживали о том, что Господь не дает им чад. Дай Бог и нам бы так переживать, многим. Они были праведными, они ходили в Храм Божий. Однажды у Иоакима не приняли даже дар, который он принес на жертвенник из-за того, что они были неплодными. Считалось проклятием Божием, если нет детей у израильтян.
Просто хочу сравнить с нашим временем: как часто бывает, что молодые начинают планировать свою жизнь, начинают говорить — «вот сейчас мы подождем, закончим институт, найдем хорошую работу, потом нам надо квартиру... Как маленького-то воспитывать?». А это, на самом деле, братья и сестры, мысли то самости, гордости: мы откладываем, мы боимся этого «груза» — воспитания детей. Мало того, мы не даем чуду Божьему свершиться в наших семьях.
Пока есть возможность, нужно рожать, потому что дети — это чудо Божие. Мать, носящая ребенка, она соучастница этого чуда. Когда ребенок во чреве растет (из одной единственной клеточки развивается такой организм!), когда он рождается, когда он первые вопли произносит, когда он следит по сторонам, начинает сидеть, ходить, мать и отец присутствуют при этом и радуются, и видят, и понимают, если особенно эти люди православные, верующие я имею ввиду, что это именно чудо. Потому что не они его воспитывают, сам Господь Бог, они лишь помогают этому. Ведь ребенок сам развивается, он начинает сам понимать. Вы думаете, что, от нас многое зависит что-ли? Мы ему показали и он там все предметы узнавать начинает? Это заложенно в нем уже, это дарование Божие, это чудо и рождение. И, не давая этому чуду появиться на свет, мы сами лишаемся многих и многих благодеяний и чудес проявлений на нас Божиих.
Почему чудес то не стало в наше время? Да потому, что мы не готовы с вами их принять, потому что очерствели сердца наши, очерствели они в самости, в гордости, в желании творить именно свою волю и нежеланию посвятить себя ближнему. Ибо рождение ребенка — это, конечно, и определенный труд. Надо иметь волю, понимать, что придется с ребенком и достаточно много тягостных моментов пережить. И не мало он слез вам даст, но сколько он даст вам радости. Поэтому, конечно, надо стараться стремиться рожать.
А тем, кто не может родить, а хочет, не отчаиваться, потому что вот, перед нами пример, пример открытый из жития Пресвятой Девы нашей Богородицы Марии — Иоаким и Анна... Иоаким плакал в пустыне о том, что не приняли у него дар, который он принес за свою семью из-за того, что он бесчаден. Анна тоже переживала об этом, но не роптала! Самое то главное, не роптать на Бога! Тогда только Господь может сердца вашего коснуться. Как же вы, ропща, желаете чтобы Господь даровал вам что-то. Молитва должна быть, но молитва сердца к Богу, а если в нем ропот, то это уже не словеса, это уже просто почти что хуление получается. Как же мы хотим, чтобы по таким прошениям Господь нам даровал просимое.
Но и конечно, мы должны понимать ответственность, которую имеем перед деторождением и воспитанием сыновей. Поэтому я хотел бы зачитать короткую цитату, написанную Иоанном Злотоустом: «развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности родителей к житейскому. Обращая внимание только на это одно, и ничего не желая считать выше этого, они необходимо уже нерадят о детях с их душою. О таких отцах я сказал бы, что они хуже детоубийц. Не так жестоко изострить меч, взять его в правую руку и вонзить в самое горло сына, как погубить и развратить душу, потому что ничего равного ей нет у нас».
Поэтому мы, конечно, с вами должны быть примерами для своих сыновей, для своих дочерей и только тогда из них вырастут достойные люди нравственные, православленные, верующие, помогающие в свое время и своим родителям. Но а детям в день своего рождения надо помнить, что это праздник, конечно, не ваш в основном, как мы обычно делаем — устраиваем какие-то торжества великие, вот, я родился на свет, я такой вот, Я! Нет, мы должны прежде всего чтить в этот день Бога, дарующего нам жизнь, потому что без Него никогда бы не зачала наша мать, и не появились бы мы на свет. Во-вторых, мы должны чтить родителей, через которых мы появились. И, поэтому в день своего рождения подобает прежде всего поздравлять своих мам и пап со своим рождением, ибо они труды-то положили, ибо они переживали и плакали, страдали, чтобы там во чреве все было хорошо, чтобы родился здоровый ребеночек, ночей не спали, когда вы были маленькими. Поэтому, не забывайте, ради Бога, о своих родителях, чтите их. Если они ушли из этой жизни, тогда поминайте их почаще, милостыню раздавайте.
Рождество Богородицы — это первый самый праздник в году. Церковное Новолетие когда у нас? 14 сентября. И самый первый праздник, за которым начинается церковный год — это Рождество Пречистой Девы нашей, Богородицы. А самый последний праздник из больших двунадесятых праздников какой? Успение. И поэтому нам подобает от Рождества и до Успения каждый год заново рождаться, заново идти этим путем, вместе с Божьей Матерью нашей входить в Храм Господень 4-го декабря, вместе с ней участвовать при рождении Сына Своего — Господа нашего Иисуса Христа, 7-го января. Потом, вместе с Ней, встречаться с Симеоном Богоприимцем и вместе с Ней, переживать и вместе с Ней, конечно, и «успевать»! Такое интересное, кстати, сравнение: «успение» не от этого слова происходит, но очень похоже на русское слово «успеть». Мы должны успеть в этой жизни: успеть спастись, успеть что-то приобрести духовное, каждый год возрастая в вере, каждый год имея попечения о своих согрешениях, о своих исправлениях и да поможет нам в этом Господь наш Иисус Христос.
«Небесною Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших» — это из второй стихиры на Господи воззвах: «Небесною Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших» является Богородица Дева Мария. И да почтим Ее, и да возлюбим Ее и будем молиться почаще, потому что Она любит Своего Сына, а Сын Ее любит Свою Матерь и слышит Ее молитвы. По Ее молитвам творились чудеса во все времена, все Ее иконы Чудотворные делали неимоверные чудеса: отгоняли врагов от уже осажденных городов, исцеляли множество и множество болезней. Не иконы, конечно, исцеляют, а Богородица через Свои образы. И этим Она прославляет эти образы. Дай нам Бог сегодня с вами родиться со Пресвятой Девой нашей, Богородицей. Аминь.