Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Митрополит Филарет (Вознесенский)

В сегодняшний день, когда Церковь прославляет великого праведника – честного, славного пророка, Предтечу и Крестителя Господня Иоанна, больше которого, как сказал Сам Спаситель мира, не восставал между рожденными женами никто (Мф.11:11), в этот день я хочу обратить ваше внимание на один случай из жизни нашего Спасителя, прямо касающийся святого Иоанна Предтечи.

Святое Евангелие говорит, что Иоанн, когда он был уже в узах, в темнице, послал к Спасителю своих учеников, чтобы они от его имени задали Спасителю вопрос: «ты ли еси грядый, или иного чаем?» (Лк.7:19). Т.е. Ты ли Тот, Кто должен прийти (подразумевается, конечно, Мессия, Спаситель мира), или нам ожидать другого, т.е. не Тебя?

Этот вопрос учеников от имени их святого учителя может у человека вызвать мысли, что якобы Иоанн, который так убежденно в свое время свидетельствовал о божественном достоинстве Агнца Божия, вземлющего грехи мира, вдруг усомнился в темнице. Один из богословов прямо сделал предположение, что у Иоанна было тяжелое искушение в темнице: когда пред ним предстало все его пророческое служение, он будто бы вдруг усомнился, – а м. б. это не Мессия, и все, что я делал, все делал понапрасну? Действительно, такая может появиться мысль от такого вопроса.

Но такое объяснение никак не вяжется с тем, что сказал Сам Спаситель, после того, как ученики Иоанновы ушли. Когда они задали Ему свой вопрос – говорит Евангелие – Господь им сказал: «Пойдите и возвестите Иоанну то, что вы видели и слышали» . «Расскажите о чудесах, – говорит Спаситель, – прокаженные очищаются, нищие благовествуют и мертвые воскресают» (Лк.7:22). Об этих всех чудесах они должны возвестить своему Учителю. Но чтобы это указание не было бы принято в адрес самого Иоанна, Господь после этого и говорит тем, кто был вокруг него: «Что смотреть ходили вы в пустыню? Трость ли, ветром колеблемую?» (Лк.7:24). Ответа не нужно было. Могучий Пророк и Предтеча Господень настолько не похож был в своей твердости и стойкости на трость, колеблемую ветром, что ответа не нужно было – он подразумевался с несомненностью. «Что же смотреть ходили вы туда? – вопрошает дальше Господь, – человека ли, в мягкие одежды одеянного?» (т.е. того, кто живет обычным порядком, как многие). «Нет. Таковые находятся в царских чертогах» (Лк.7:25; Мф.11:8) – говорит Господь. И опять таки, никакого ответа не нужно было. Все помнили и знали Иоанна.

И тогда Господь, наконец, говорит: «Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, глаголю вам, и больше пророка» (Лк.7:26). Тут Господь указал, что "он есть глас вопиющего в пустыне, о котором говорил древний пророк» (Мф.3:3), а затем сказал: «Не восстал в рожденных женами больший Иоанна Крестителя» . Эти слова, которыми Господь утвердил авторитет и духовную высоту Своего Предтечи, который когда-то о Нем свидетельствовал, совершенно не допускает такого объяснения, о котором я только что говорил (что Иоанн якобы усомнился). Господь как раз и указывает тут на его твердость, стойкость и высоту. А, как отмечает тонко и глубоко понимавший Св. Евангелие Иоанн Златоуст, вопрос был сделан не для Иоанна, а для его учеников.

Мудрый наставник – св. Иоанн Предтеча, видел, что его ученики сомневаются и колеблются. А, кроме того, Св. Евангелие дает нам повод еще с несомненной уверенностью полагать, что у них была своего рода ревность к своему учителю. Ведь когда-то Иоанн был авторитетом наивысшим – тогда, когда загремела его проповедь, когда загремел «глас вопиющего в пустыни» над водами Иорданскими. И Сам Спаситель мира принял первое свидетельство от Иоанна. А потом, как говорит евангелист Иоанн, был момент, когда ученики Иоанновы пришли к нему и говорят своему учителю Иоанну: "Равви, вот Тот, Который был с тобою, о Котором ты свидетельствовал, вот Он крещает и все грядут к Нему» (уже не к тебе идут, а к Нему) (Ин.3:26). Тут – явный оттенок такой искренней, но неразумной ревности о славе своего учителя.

И вот, видя все это в своих учениках, Иоанн и послал их к Спасителю, чтобы они там воочию убедились Кто пред ними, ибо дела, которые творил Спаситель, как Сам Он говорил, они свидетельствовали о Нем (Ин.10:25).

В вышеизложенном случае мы видим, как Господь, в Свою очередь, свидетельствовал о Своем Крестителе, как о "больш ем в рожденных женами» .

Ныне мы с вами празднуем память св. Иоанна Предтечи. Церковь, когда бывает праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи, в прокимне, т.е. основном стихе, выражающем главную мысль праздника, возглашает: «Возвеселится праведник о Господе, и уповает на Него». Это прямо относится к Иоанну Предтече, когда он был уже в темнице и когда он был обезглавлен.

Значит, никаких сомнений не было у Иоанна, а он, как праведник радовался о Господе своем даже и тогда, когда так внезапно обрушилась на него эта насильственная смерть, которую ему послал Царь Ирод, неразумно поклявшийся половиной царства своего. Будем это помнить.

Каким стойким был Иоанн Предтеча везде, всегда и во всем! И вот этот-то пример его стойкости и должен в особенности ныне одушевлять верующих людей. Сколько соблазнов сейчас! Соблазны на грех – сами по себе рассеяны всюду, но в грехе можно покаяться; а вот другие соблазны – духовной фальши, духовных подделок, неистинной церкви и прочее, что также теперь всюду рассеяно – это самое страшное. И вот тут-то и должен человек быть стойким и мужественным, и не отступать от стояния в истине.

Благодарение Богу, мы с вами принадлежим к той Церкви, которая свято хранит православные уставы и традиции и весь уклад жизни, какой должен быть у православных людей. Будем благодарить за это Бога.

Сколько сейчас людей, которые искренно ищут истину и, однако, заблудились и попали на неправильные пути. Нужно их жалеть и молиться о них, а не осуждать их, как некоторые делают теперь. Много есть людей, которые ищут спасения, но враг сбивает их с толку и толкает их на неправильный путь, туда, где они думают видеть истинную церковь, а где, в действительности, только подделка и фальшь.

Когда-то говорил Господь в Апокалипсисе верному Своему: «держи, что имеешь» (Откр.3:11). И к нам Господь через тайнозрителя Своего этот голос обращает: «держи, что имеешь» ; Благодари Господа за то, что принадлежишь к истинной Церкви, и этот дар Его милости цени превыше всего. И как Он всегда верен Своим обетованиям, так и ты пребудь до конца верен Ему, как и говорит Он в том же Апокалипсисе: «Будь верен даже до смерти и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10). Аминь.

20 января 2023